Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Главный правовой портал Украины
 
ВХОД НА ПОРТАЛ
РЕГИСТРАЦИЯ
МЫ В:
21 декабря 2011     
Всего вопросов: 37

Экспертная линия on-line: "учетно-отчетные" итоги – 2011

Близится к завершению еще один календарный год. Уходящий 2011-й запомнится отечественной бухгалтерской общественности как один из самых напряженных и урожайных на нововведения. Что ж, конец года - самое время подвести итоги и приподнять завесу над грядущими новациями.

Прекрасно понимая сложность бухгалтерских будней и зная о возрастающих потребностях в оперативной информационной помощи в период составления отчетности, компания «ЛІГА:ЗАКОН» по многочисленным просьбам бухгалтеров снова открывает экспертную линию, только теперь в новом формате, более удобном для пользователей - специальной серии интернет-конференций «Экспертная линия on-line».

В рамках данного проекта до конца 2011 года проводится серия интернет-конференций по вопросам налогообложения, бухучета и отчетности.

На протяжении самого «горячего» для бухгалтера 4-го квартала каждый пользователь продуктов ЛІГА:ЗАКОН может посоветоваться по актуальным профессиональным вопросам с экспертами компании «ЛІГА:ЗАКОН».

Эксперты-аналитики компании «ЛІГА:ЗАКОН» отвечают на Ваши вопросы 21 декабря с 11-00 до 14-00

На вопросы отвечали:

Елена Волошина, ведущий эксперт-аналитик, руководитель Центра анализа и подготовки материалов бухгалтерской тематики компании «ЛІГА:ЗАКОН»

ЛІГА:ЗАКОН - уникальный бренд, симбиоз онлайн и офлайн-коммуникаций, предоставляющий полный спектр законодательной и правовой информации.

Анастасия Кулик, эксперт-аналитик компании "ЛІГА:ЗАКОН"

Елена Рыжикова, главный редактор издания "БУХГАЛТЕР & ЗАКОН"

Елена Бондаренко, заместитель главного редактора еженедельника "БУХГАЛТЕР&ЗАКОН"

Елена Лутай, эксперт-аналитик компании "ЛІГА:ЗАКОН"

Ирина Петрусенко, эксперт-аналитик компании "ЛІГА:ЗАКОН"

ЛІГА:ЗАКОН - уникальный бренд, симбиоз онлайн- и офлайн-коммуникаций, предоставляющий полный спектр законодательной и правовой информации.
Компания ЛІГА:ЗАКОН - лидер информационно-правового обеспечения бизнеса в Украине с 1991 года; разработчик ведущих правовых систем ЛІГА:ЗАКОН, насчитывающих более 160 тысяч пользователей, а также необходимый и неотъемлемый фактор успешности бизнес-процессов любой компании. 

 
 
21.12.2011, 11:48,   Елена Жданова

Предприятие продает недвижимость несвязанным лицам по балансовой стоимости, обязательно ли нужно экспертная оценка для признания договорной стоимости обычной ценой?

Елена Бондаренко

В статье 657 Гражданского кодекса Украины указано, что договор купли-продажи недвижимого имущества заключается в письменной форме и подлежит нотариальному заверению и государственной регистрации, кроме договоров купли-продажи имущества, которое находится в налоговом залоге.

Проведение оценки имущества является обязательным в случаях, определенных ст. 7 Закона Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине от 12.07.2001 г. № 2658-III, в которой также указано налогообложение имущества по закону. Подробнее об этом см. статью «Новые правила налогообложения доходов от продажи и наследования недвижимости», опубликованную в «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» 05.09.2011 – 11.09.2011, № 36 (119).

В заключение напомним, что в соответствии с разделом XIX «Заключительные положения» НКУ статья 39 «Методы определения и порядок применения обычной цены» вступает в силу с 1 января 2013 года.

 
18.12.2011, 00:19,   Уляшина Виктория Сергеевна

Добрый день. Подскажите, пожалуйста, надо ли отправлять заявление на регистрацию базы данных, если СПД на ЕН, без наемных лиц? Торговля в магазине за наличный расчет и по безналу с другими СПД на ЕН и на общей системе, а также с юрлицами на общей системе.
Еще слышала от коллег, что с нового года надо будет держать в магазине первичную документацию на товар и предъявлять накладные на имеющийся товар. Подскажите так ли это, и какие органы проводят подобные проверки. Я наивно полагала, что на упрощенцев эта норма не рапространяется.

Елена Рыжикова

Ответ на вопрос о базе персональных данных Вы можете найти далее по тексту Интернет-конференции.

Что же касается первичных документов, то их наличие у любого налогоплательщика, включая и ЧП-единщика,  предусмотрено пп. 16.1.5 НКУ. В частности, налогоплательщик обязан подавать по надлежащим образом оформленному письменному требованию контролирующих органов (в случаях, определенных законодательством) документы по учету доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения (налоговых обязательств), первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность, другие документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов. В письменном требовании обязательно указываюся конкретный перечень документов, которые должен предоставить налогоплательщик, и основания для них предоставление.

Также п. 44.1 НКУ предусмотрено, что для целей налогообложения налогоплательщики обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, прочих документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством.

Именно поэтому и был предложен законопроект 25.11.2011 г. №  9504, который исключает из числа таких налогоплательщиков «…плательщиков единого налога первой и второй групп, плательщиков единого налога третьей группы, которые не являются плательщиками налога на добавленную стоимость, которые ведут лишь учет доходов согласно статье 296 этого Кодекса…».

В настоящее время (по состоянию на утро 21 декабря) данный законопроект имеет статус «Вручено для ознайомлення (06.12.2011)». То есть данный документ находится на комитетской обработке.

 
18.12.2011, 00:46,   Кулик Л.К

Добрый день!Скажите ,пожалуйста,нужно ли подавать заявление на регистрацию базы данных предпринимателю который работает в магазине без наемных работников за наличный расчет ,предприниматель на ЕС,если да,то в какие сроки?

Елена Рыжикова

Ответ  на  подобный вопрос уже был дан ранее. Смотрите, пожалуйста, по тексту Интернет-конференции.

 
21.12.2011, 10:19,   Елена Жданова

Ценные бумаги (акции и корпоративные права), приобретенные до 01.04.2011 года, - переносится ли они в строку 1.3. "отрицательный финансовый результат предыдущего отчетного налогового периода" в Приложении ЦП к декларации о прибыли?

Елена Бондаренко

В соответствии с п. 4 подраздела 4 раздела XX НКУ сохраняется порядок отражения в учете операций с ценными бумагами и деривативами, приобретенными до 01.04.2011 г. при определении налога на прибыль предприятий по правилам, которые действовали на момент их приобретения на. Подробнее об этом см. статьи:

«Операции с ценными бумагами: расчет финансовых результатов»;

«Как заполнить приложение ЦП».

 
21.12.2011, 13:15,   Петренко Л.В.

Наше предприятие оказывает услуги (консультативные, инжениринговые, инженерные), которые определены в подпункте "в" п.186.3 ст. 186 НКУ, предприятию-нерезиденту, который зарегистрирован за пределами Украины - РФ и представительства своего на территории Украины не имеет. Облагаются ли с 01.07.2011 услуги,указанные в подпункте "в" п.186.3 ст. 186 НКУ, оказанные нашим предприятием, которое зарегистрировано на территории Украины.

Елена Бондаренко

В соответствии п. 186.3 НКУ местом поставки услуг, указанных в пп. «в» этого пункта, считается место, в котором их получатель зарегистрирован субъектом хозяйствования или, - в случае отсутствия такого места - местожительство его постоянного или преобладающего.

Соответственно местом поставки услуг является место регистрации их поставщика, кроме операций, указанных в пунктах 186.2 и 186.3 этого Кодекса (п. 186.4 НКУ).

Поскольку указанные в вопросе услуги предоставляются нерезиденту, который зарегистрирован за пределами Украины в Российской Федерации, то местом поставки услуг является место регистрации нерезидента. Исходя из того, что место предоставления услуг расположено за пределами Украины, объект для начисления НДС отсутствует.

О том, что в случае, если получатель услуг, определенных в пп. «в» п. 186.3 НКУ — нерезидент, зарегистрированный за пределами таможенной территории Украины, такие операции не являются объектом обложения НДС, отметила ГНС в письме от 14.07.2011 г. № 19023/7/16-1117.

 
20.12.2011, 16:01,   Космовский

Нужно ли частному предпринимателю торгующему торгующему на рынке по упрощеной системе нало- го обложения и не имеющего наемных рабочих регистрироваться в гос.службе Украины о защите песональных прав.Заранее большое спасибо!

Елена Рыжикова

 Уважаемый господин Космовский!

Ответ на аналогичный вопрос уже был подробно дан Вашему коллеге — господину Марченко Василию Васильевичу.

 
20.12.2011, 19:17,   Марченко Василий Васильевич

Нужна ли регистрация персональных баз данных Ч.П.если нет наёмных работников?

Елена Рыжикова

Обращаем Ваше внимание, что регистрации подлежит  база персональных данных – именуемая совокупность упорядоченных персональных данных в электронной форме и (или) в форме картотек персональных данных.

При этом владелец базы персональных данных — это физическое или юридическое лицо, которому законом или при согласии субъекта персональных данных предоставлено право на обработку этих данных, которое утверждает цель обработки персональных данных в этой базе данных, устанавливает состав этих данных и процедуры их обработки, если другое не определенно законом.

Исходя из этого, нет оснований считать Вас владельцем базы персональных данных ввиду ее отсутствия. Следовательно, нечего и регистрировать.

Но мы говорим об отсутствии базы персональных данных наемных работников. Возможно, Вы являетесь владельцем баз персональных данных других физических лиц, что будет основанием для их регистрации.

О том, что это такое дала разъяснение Государственная служба Украины по вопросам защиты персональных данных, которое размещено на ее официальном сайте (http://www.zpd.gov.ua/indexPovidomlenya3.html).

«Відповідно до статті  2 Закону України «Про захист персональних даних» від 1 червня 2010 року (далі - Закон) персональні дані це – відомості чи сукупність відомостей про фізичну особу, яка ідентифікована або може бути конкретно ідентифікована.

Існують персональні дані таких категорій: дані загального характеру (прізвище, ім’я та по батькові, дата та місце народження, громадянство, місце проживання, особисті відомості (вік, стать, сімейний стан тощо), склад сім'ї, освіта, професія, фінансова інформація, електронні ідентифікаційні дані, запис зображень (фото, відео) тощо) та вразливі (чутливі) персональні дані (расове  або етнічне   походження,   політичні,   релігійні   або   світоглядні переконання, членство в політичних партіях та професійних спілках, а також дані, що стосуються здоров'я чи статевого життя).

Відповідно до вищезазначеного Закону будь-яка сукупність упорядкованих персональних даних про фізичну особу, яка ідентифікована або може бути конкретно ідентифікована вважається базою персональних даних. Кожна база персональних даних підлягає державній  реєстрації шляхом  внесення  відповідного запису  уповноваженим державним органом з питань захисту персональних даних до Державного реєстру баз персональних даних. Виключень щодо реєстрації баз персональних даних Закон не містить.

Володілець самостійно приймає рішення про те, чи являється та чи інша сукупність персональних даних фізичних осіб, яка знаходиться в його володінні,  базою персональних даних.

Аналізуючи заяви про реєстрацію баз персональних даних, які надходять на реєстрацію до ДСЗПД, можна дійти висновку, що кожне підприємство (організація) є володільцем щонайменше двох баз персональних даних, а саме бази персональних даних працівників, яка ведеться з метою забезпечення вимог трудового законодавства, реалізації податкових відносин та відносин у сфері бухгалтерського обліку та аудиту, та бази персональних даних клієнтів або інших осіб персональні дані яких обробляються володільцем в результаті господарської діяльності організації.

Крім того, слід зазначити, що різні типи звітів та форм, що містять в собі певну сукупність відомостей про фізичних осіб, вибраних з баз персональних даних володільця, та які, відповідно до закону, періодично подаються до органів державної влади - не розглядаються як окремі бази персональних даних».

 
21.12.2011, 10:03,   Елена Жданова

Предприятие получило аванс, будучи на общей системе налогообложения в 4 кв. 2011 г., а услуги будут оказаны в 2012 г. Налогом на прибыль данный аванс не обложен. В 2012 году предприятие переходит на упрощенную систему налогообложения. Что будет объектом обложения единым налогом в 2012 году в данном случае?

Елена Бондаренко

В пункте 292.6 НКУ указано, что датой получения дохода является дата поступления денежных средств на текущий счет (в кассу) плательщика единого налога, дата списания кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, дата фактического получения плательщиком единого налога безвозмездно полученных товаров (работ, услуг).

Согласно пп. 6 п. 292.11 НКУ в состав дохода, определенного ст. 292 НКУ, не включаются суммы денежных средств, поступившие в оплату товаров (работ, услуг), реализованных в период уплаты других налогов и сборов, установленных этим Кодексом, стоимость которых была включена в доход юридического лица при исчислении налога на прибыль предприятий.

Доход определяется на основании данных учета, который ведется в соответствии со ст. 296 НКУ в пп. 296.1.3 указано, что плательщики единого налога четвертой группы используют данные упрощенного бухгалтерского учета относительно доходов и расходов с учетом положений п. 44.2 этого Кодекса.

Порядок учета авансов, полученных до перехода на уплату единого налога, в составе дохода не определен ни положениями главы 1  раздела XIV НКУ, ни Заключительными и переходными положениями Закона Украины от 04.11.2011 г. № 4014-VI.

Исходя из этого, по нашему мнению, авансы, полученные на общей системе налогообложения и не учтенные в составе доходы с целью определения объекта обложения налогом на прибыль, следует учитывать в составе дохода, полученного на упрощенной системе налогообложения и включать в доход с целью уплаты единого налога.

Мнение органа ГНС по этому вопросу можно узнать через 30 календарных дней, следующих за днем за обращением налогоплательщиков в контролирующие органы за бесплатной консультацией по вопросам практического использования отдельных норм налогового законодательства.

Напомним, что в соответствии с п. 52.2 НКУ налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому она предоставлена.

 
08.12.2011, 14:08,   Шидловская Ольга

Уважаемые аналитики! Помогите, пожалуйста, правильно отразить в налоговом учете последствия ДТП для предприятия. (Легковой автомобиль, относящийся к ОС пр-тия, попал в ДТП. Виновата вторая сторона. Получено возмещение от страховой компании.) Есть ли ВД? Расходы на ремонт - 10% на расходы(от стоим.ОС на нач.года) и оставшееся на увеличение стоимости группы?

Елена Бондаренко

Отражение в налоговом учете получения страхового возмещения для ремонта автотранспортного средства, поврежденного в результате ДТП, состоит в следующем.

Если условия страхования предусматривают выплату страхового возмещения в пользу налогоплательщика — страхователя, то застрахованные убытки, понесенные им, включаются в состав его расходов з налоговом периоде, в котором он понес убытки, а любые суммы страхового возмещения включаются в доходы такого налогоплательщика в налоговом периоде их получения (абз. 2 пп. 140.1.6 НКУ).

Напомним, что расходы по страхованию гражданской ответственности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, числящихся в составе основных средств (далее – ОС), а также имущества предприятия включаются в расходы на основании абз. 1 пп. 140.1.6 НКУ.

В соответствии с п. 146.11 НКУ первоначальная стоимость ОС увеличивается на сумму расходов, связанных с ремонтом ОС, которая приводит к росту будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от использования объектов в сумме, превышающей 10 % совокупной балансовой стоимости всех групп ОС, подлежащих амортизации, на начало отчетного налогового года с отнесением суммы улучшения на объект ОС, относительно которого осуществляется ремонт и улучшение.

Сумма расходов, связанная с ремонтом и улучшением объектов ОС в размере, не превышающем 10 % совокупной балансовой стоимости всех групп ОС на начало отчетного года, относится к расходам того отчетного налогового периода, в котором такой ремонт и улучшение были осуществлены (п. 146.12 НКУ).

Положения ст. 146 и других статей НКУ не содержат нормы аналогично абз. «б» пп. 8.4.9 Закона о прибыли, в соответствии с которой предприятие должно было уменьшать балансовую стоимость соответствующей группы ОС на сумму компенсации страховой организации или другого юридического или физического лица, признанного виновным в причиненном ущербе, потере, связанных с возникновением обстоятельств, определенных пп. 8.4.8 Закона о прибыли в налоговом периоде, на который приходится такая компенсация.

Условия выплаты страхового возмещения рассмотрены в статье «Ремонт автомобиля за счет страховки», опубликованной в «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» 02.08.2010 – 08.08.2010, № 31 (62).

 
20.12.2011, 09:15,   Каширина В.С.

Предприятие-резидент открывает представительство в России для производства строительно-монтажных работ.Какие налоги будет выплачивать головное предприятие по деятельности представительства и какие - представительство ?

Елена Бондаренко

Чтобы получить полный ответ на данный вопрос Вам следует ознакомиться с действующим законодательством Украины, России, а также международными соглашениями, заключенными уполномоченными представителями этих стран, в частности:

Налоговым кодексом Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI;

Налоговым Кодексом Российской Федерации (http://www.nalkodeks.ru/);

Соглашением между Правительством Украины и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предупреждении уклонений от уплаты налогов (далее — Соглашение).

Это Соглашение распространяется на налоги на доходы и имущество, которые взимаются в соответствии с законодательством Договорного Государства, независимо от способа их взыскания.

Налогами на доход и имущество считаются все налоги, которые взимаются с общей суммы дохода и стоимости имущества или с элементов дохода, включая налоги на доходы от отчуждения движимого и недвижимого имущества и налоги на общую сумму заработной платы и других вознаграждений, уплаченных любым лицом.

Существующими налогами, на которые распространяется Соглашение, в Российской Федерации — налоги, которые взимаются в соответствии со следующими Законами Российской Федерации, являются:

(I) "О налоге на прибыль предприятий и организаций";

(II) "О подоходном налоге из физических лиц";

(III) "О налоге на имущество предприятий"; и

(IV) "О налоге на имущество физических лиц"

(в дальнейшем "русские налоги").

В пункте 4 ст. 2 этого Соглашения указано, что оно распространяется также на любые подобные или по сути аналогичные налоги, которые будут взиматься одним из Договорных Государств после даты подписания этого Соглашения в дополнение или вместо существующих налогов. Поэтому, следует обратить внимание на разделы Налогового Кодекса Российской Федерации (http://www.nalkodeks.ru/).

В заключение отметим, что для целей этого Соглашения выражение "постоянное представительство" означает постоянное место деятельности, через которое предприятие одного Договорного Государства полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность во втором Договорном Государстве.

Согласно п. 3 ст. 5 Соглашения строительная площадка, монтажный или сборочный объект считаются постоянным представительством только в том случае, если они существуют более 12 месяцев.

 
21.12.2011, 10:09,   Мельничук Роман Володимирович

зараз видано зміни до Кодексу України про Адміністративні правопорушення, а саме зміни щодо відповідальності за несвоєчасну,недостовірну подачу персональних даних що працюють на підприємстві,установі,організації, ці зміни ввійдуть в дію з 01.01.2012 року. я тільки не можу зрозуміти,згоду щодо одержання персональних даних від працівників потрібно брати з 2011р.(бо там сказано, що згоду не потрібно брати у осіб які працювали до поточного року, а вже в поточному році й надалі потрібні) чи вже з нового 2012р. Так питання в мене таке чи потрібно мені зараз отримати письмову згоду від працівників даних організацій які працевлаштувані на фірмі з 2011р.????

Елена Рыжикова

Шановний Роман Володимирович! Звертаємо Вашу увагу на роз‘яснення Державної служби України с питань захисту персональних даних (далі — ДСЗПД), яке розміщене на офіційному сайті цієї служби (http://www.zpd.gov.ua/indexPovidomlenya3.html).

«Згода суб'єкта персональних даних та вимоги до її оформлення

Обробка персональних даних, відповідно до частини 5 статті 6 Закону України «Про захист персональних даних»  здійснюється для конкретних і законних цілей, визначених за згодою суб'єкта персональних даних, або у випадках, передбачених законами України, у порядку, встановленому законодавством. 

Так, відповідно до абзацу п’ятого статті 2 Закону згодою суб’єкта  персональних даних є будь-яке документоване, зокрема письмове, добровільне волевиявлення фізичної особи щодо надання дозволу на обробку її персональних даних відповідно до сформульованої мети їх обробки.

Згідно вимог Закону згода суб'єкта персональних даних на обробку персональних даних повинна містити інформацію щодо: мети та конкретних цілей обробки персональних даних (статті 2 Закону), обсягу персональних даних (стаття 6 Закону), порядку використання персональних даних (стаття 10 Закону), порядку поширення персональних даних (стаття 14 Закону), порядку доступу до персональних даних третіх осіб (стаття 16 Закону).

Обробка даних про фізичну особу без її згоди не допускається, крім випадків, визначених Законом, і лише в інтересах національної безпеки, економічного добробуту та прав людини.

Закон, також, дозволяє здійснювати обробку персональних даних без згоди субєкта персональних даних, якщо обробка персональних даних є необхідною для захисту його життєво важливих інтересів. В такому випадку, обробляти персональні дані без згоди суб'єкта персональних даних можна до часу, коли отримання згоди стане можливим».

Своє бачення форми такої згоди від найманих працівників «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН»   запропонував в № 46 (129), 14.11.2011 – 20.11.2011.

 ОБРАЗЕЦ

 

Руководителю предприятия

__________________________________

(наименование предприятия)

__________________________________

(Ф. И. О. руководителя)

__________________________________

(Ф. И. О. принимаемого работника)

__________________________________

(домашний адрес)

__________________________________

__________________________________

 

СОГЛАСИЕ

НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

 

Данным документом даю свое согласие с ____ _______ ______ 201… г. на использование и обработку моих персональных данных (название предприятия) исключительно для осуществления полномочий, необходимых для оформления (или продления) трудовых отношений.

 

Даю также свое согласие на передачу моих персональных данных третьему лицу исключительно в пределах Закона Украины «О защите персональных данных» от 01.06.2010 г. № 2297-VI.

 

_______________________________ (число, месяц, год)              _______________________

(подпись)

 

Вищеназваний Закон набрав чинності 01.01.2011 р.  Тому  використання персональних даних працівників, починаючи з цієї дати  має бути тільки за їх згодою. 

 
30.11.2011, 10:49,   Пантрепа Владислав Николаевич

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как отразить в налоговом учете операцию по переходу права собственности залога к залогодержателя, переданного в счет погашения задолженности по кредиту и процентам? В собственность переходит объект основных средств. Как его оприходовать на баланс в налоговом учете? Очень важный вопрос: что делать с начисленными процентами и сумою резерва по ним? Надо ли платить НДС от суммы переданного объекта? Заранее спасибо за ответ.

Елена Бондаренко

Владислав Николаевич, учитывая объемность вопроса и необходимость более детальной его проработки ответить на него в формате интернет-конференции довольно сложно. Ответ на данный вопрос будет включен в план публикаций еженедельника «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» и с ним Вы сможете ознакомиться в одном из ближайших номеров.

 
20.12.2011, 13:29,   Банаховская Ванда

Добрый день! Мы - юридическое лицо на едином налоге 10%. Ресторан, торгующий алкоголем. В 2012 году обязаны перейти на общую систему. Оборот около 900 тыс. Что нужно для перехода на общую систему? И как быть с НДС? Спасибо.

Елена Бондаренко

В 297.1 НКУ приведен перечень налогов и сборов от обязанности начисления, уплаты и представления налоговой отчетности которых освобождаются плательщики единого налога. Следовательно, при переходе ресторана с упрощенной системы налогообложения на общую он является плательщиком этих налогов на общих основаниях.

1. Для регистрации плательщиком НДС следует подать заявление об этом не позднее 10 января текущего календарного года, т. е. до 10.01.2012 года. Подробнее об этом см. статью «НДС-регистрация и упрощенная система налогообложения», опубликованную в «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» 19.12.2011 – 25.12.2011, № 51 (134).

2. Земельный налог.

Согласно ст. 285 НКУ базовым налоговым (отчетным) периодом для платы за землю является календарный год, который начинается 1 января и заканчивается 31 декабря того же года.

В пункте 286.2 НКУ указано, что плательщики платы за землю (кроме физических лиц) самостоятельно исчисляют сумму налога ежегодно состоянием на 1 января и не позднее 20 февраля текущего года подают соответствующему органу ГНС по местонахождению земельного участка (в т. ч. и под объектом недвижимости) налоговую декларацию на текущий год с разбивкой годовой суммы равными долями по месяцам. Представление такой декларации освобождает от обязанности представления ежемесячных деклараций. При представлении первой декларации (фактического начала деятельности как плательщика платы за землю) вместе с ней подается справка (извлечение) о размере нормативной денежной оценки земельного участка, а в дальнейшем такая справка подается в случае утверждения новой нормативной денежной оценки земли.

3. Сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности.

В соответствии с абз. «а» пп. 267.1.1 ст. 267 НКУ плательщиками сбора являются субъекты хозяйствования (юридические лица и физические лица - предприниматели), их обособленные подразделения, получающие в установленном данной статьей порядке торговые патенты и осуществляющие торговую деятельность в пунктах продажи товаров (в частности, в ресторане (см. пп. НКУ 14.1.211)).

При этом в пп. 14.1.246 НКУ под торговой деятельностью для целей раздела XII этого Кодекса понимается розничная и оптовая торговля, деятельность в торгово-производственной (ресторанное хозяйство) сфере за наличные, другие наличные платежные денежные средства и с использованием платежных карточек.

Для осуществления торговой деятельности за наличные в ресторане субъект хозяйствования должен подать в орган ГНС по месту уплаты сбора заявку на приобретение торгового патента, которая должна содержать сведения, указанные в пп. 267.4.1 НКУ:

а) наименование субъекта хозяйствования, код по ЕГРПОУ (для юридического лица);

б) юридический адрес (местонахождение) субъекта хозяйствования, а в случае, если патент будет приобретаться для обособленного подразделения, — местонахождение такого обособленного подразделения согласно документу, который удостоверяет право собственности (аренды);

в) вид предпринимательской деятельности, для осуществления которой будет приобретаться торговый патент;

г) вид торгового патента;

г) наименование документа о полной или частичной уплате сбора;

д) название и фактический адрес (местонахождение) пункта продажи товаров;

е) название, дата, номер документа, подтверждающего право собственности (аренды);

є) период, на который будет приобретаться торговый патент.

Во время приобретения торгового патента субъект хозяйствования вносит сумму сбора за один месяц (квартал). На сумму сбора, уплаченную во время приобретения торгового патента, уменьшается сумма сбора, которая подлежит внесению в последний месяц (квартал) его действия (пп. 267.5.3 НКУ).

Далее сбор уплачивается в строки, установленные абз. «б» пп. 267.5.2 НКУ, за осуществление торговой деятельности — ежемесячно не позднее 15 числа, предшествующего отчетному месяцу.

Следовательно, при приобретении торгового патента нужно уплатить сбор:

• за последний месяц действия торгового патента;

• за январь 2012 года;

• за февраль 2012 года (вносится не позднее 15 января 2012 года.)

Подробнее об этом см. статью «Местные налоги и сборы: сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности», опубликованную в «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» 13.12.2010 – 19.12.2010, № 50 (81).

4.  Сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства.

Согласно ст. 1 Закона Украины «О сборе на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства» от 09.04.1999 г. № 587-XIV субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, реализующие в оптово-розничной торговой сети и сети общественного питания алкогольные напитки и пиво, являются плательщиками сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства (далее — хмельной сбор).

Объектом налогообложения сбором является выручка — товарооборот, полученный на всех этапах реализации в оптово-розничной торговой сети и сети общественного питания алкогольных напитков и пива, в т. ч. по операциям, не предусматривающим оплаты в денежной форме.

Ставка сбора представляет 1,5 % от объекта налогообложения.

Механизм взимания хмельного сбора определен Порядком взимания сбора и использования денежных средств на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства (постановление КМУ от 15.07.2005 г. № 587).

Плательщики хмельного сбора ежемесячно в течение 20 к. д., следующих за последним календарным днем отчетного месяца, подают Расчет органу ГНС по месту пребывания на налоговом учете. Сумму сбора, указанную в расчете, плательщик сбора обязан уплатить в течение 10 к. д., следующих за последним днем предельного срока представления расчета.

Подробнее об этом, см. ответ на вопрос «Как изменился порядок взимания сбора на виноградарство» обязательна», опубликованный в «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» 04.01.2010 – 17.01.2010, № 01 – 02 (32-33)

 
01.12.2011, 13:15,   Кулешова Н.В.

Добрый день!
Сначала ситуация:
Первый собственник здания (ЮЛ) продает его другому ЮЛ и регистрирует смену права собственности в БТИ. При этом документы на смену землепользователя участком, на котором находится здание, находятся в процессе оформления (процедура от 1 года и больше).
Кто должен платить налог за этот земельный участок: первое ЮЛ или второе ЮЛ, или (с учетом пп.287.1 и 287.6 НКУ) - оба??

Елена Бондаренко

Ответ на Ваш вопрос уже приводился ниже

 
28.11.2011, 12:12,   Соломко Лариса

1.У нас импорт товара.Мы его еще не оплатили неризиденту.Как считать курсовые разницы в налоговом учете ? Дата прихода с чем сравни-вается.И когда на доходы , а когда на расходы ? 2. В первом квартале расходы в декларации по прибы ли были занижены . Как можно их учесть в декларации по прибыли : через уточненку или в декларации за четвертый квартал и в какой строке? Не учтены также расходы и II и III кварталов.Обычно доход возникает в IV квартале.

Елена Рыжикова

Сначала поговорим о курсовых разницах, возникающих при пересчете инвалютной задолженности перед нерезидентом.

Напомним, что в соответствии с пп. 153.1.3  НКУ определение курсовых разниц от пересчета операций, выраженных в иностранной валюте, задолженностей и иностранной валюты осуществляется согласно положениям (стандартам) бухгалтерского учета.

При этом прибыль (положительное значение курсовых разниц) учитывается в составе доходов налогоплательщика, а убыток (отрицательное значение курсовых разниц) — в составе расходов налогоплательщика.

Согласно п. 5  П(С)БУ 21 «Влияние изменений валютных курсов», утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 10.08.2000 г. № 193 операции в иностранной валюте во время первоначального признания отражаются в валюте отчетности путем пересчета суммы в иностранной валюте с применением валютного курса на дату осуществления операции.

В Вашем случае, уважаемая Лариса, это будет дата признания обязательства, т.е. дата возникновения задолженности перед нерезидентом.

Затем на дату осуществления расчетов (погашения задолженности) и на дату баланса (при условии, что задолженность еще не погашена) определяются курсовые разницы, которые отражаются в составе операционных доходов  или расходов соответственно.  

Давайте просто рассмотрим условный пример.

 

20.09.2011 г. получен товар на сумму 10000 евро по курсу НБУ — 10,1109

Дт 281 Кт 632 (10000 евро / 101109 грн.)

 

30.09.2011 г.  проведен пересчет кредиторской задолженности (10000 евро/101200 грн.) (курс НБУ — 10,1200)

Дт 945 Кт 632 (10000 евро х (10,1200 – 10,1109))       91 грн.

 

30.11.2011 г.  на дату расчетов с нерезидентом проведен пересчет задолженности (10000 евро/101113 грн.) (курс  НБУ — 10,1113)

Дт 632 Кт 745 (10000 евро х (10,1113 – 10,1200)   87 грн.

 

Погашена задолженность перед нерезидентом

Дт 632 Кт 312 (10000 евро/101113 грн.)

 

 

Теперь что касается второго вопроса.

 

Подробно об исправлении ошибок по налогу на прибыль, допущенных во II  и последующих кварталах 2011 г. (в том числе и по непоказанным расходам) можно прочитать в «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН», 05.12.2011 – 11.12.2011, № 49 (132) в одноименной статье.

В частности, при исправлении ошибок, допущенных в предыдущих периодах при заполнении Декларации по прибыли, следует руководствоваться положениями ст. 50 НКУ.

В соответствии с п. 50.1 НКУ в случае если в будущих налоговых периодах (с учетом сроков давности, определенных ст. 102 этого Кодекса) налогоплательщик самостоятельно выявляет ошибки, содержащиеся в ранее поданной им налоговой декларации, он может исправить ошибку одним из следующих способов:

 

1) направить уточняющий расчет к такой налоговой декларации по форме, действующей на момент подачи уточняющего расчета. При исправлении ошибок по налогу на прибыль этим способом в роли уточняющего расчета выступает налоговая декларация с отметкой «Уточнююча»;

 

2) указать уточненные показатели в составе налоговой декларации за любой следующий налоговый период, в течение которого такие ошибки были самостоятельно выявлены. При исправлении ошибок по налогу на прибыль этим способом в комплекте с налоговой декларацией следует представить и приложение ВП.

 

Также следует обратить внимание на еще одну норму, касающуюся исправления ошибок по налогу на прибыль. В случае, когда налогоплательщик не учел в прошлых налоговых периодах сумму расходов, нужно учитывать, что в соответствии с п. 138.11 НКУ суммы расходов, не учтенные в прошлых налоговых периодах в связи с допущением ошибок и выявленные в отчетном налоговом периоде в расчете налогового обязательства, должны отражаться следующим образом:

 

• расходы, понесенные в прошлые отчетные годы, отражаются в составе прочих расходов;

• расходы, понесенные в отчетном налоговом году, отражаются в составе расходов соответствующей группы (себестоимости реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, общепроизводственных расходов, административных расходов и т. д.).

 

Что же касается порядка исправления ошибок (неучтенные расходы), допущенных в I квартале 2011 г., то отметим следующее.

В статье «Налог на прибыль предприятия: ваш вопрос – наш ответ» в «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН», 08.08.2011 – 14.08.2011, № 32 (115) нами был предложен способ исправления  ошибок прошлых периодов, включая  и I квартал 2011 г. (непоказанных расходов) через уточнение показателей налоговой отчетности (декларации) последующих периодов.

В частности, уточнение показателей непосредственно в декларации предполагает заполнение приложения ВП. При этом таких приложений должно быть составлено ровно столько, за сколько отчетных периодов проводятся исправления в части расходов.

В приложении ВП указываются все правильные показатели декларации по налогу на прибыль, которая уточняется.

В Вашем случае осуществляется исправление ошибок прошлых отчетных периодов, когда действовала старая форма декларации о прибыли, когда принцип ее заполнения был совершенно иным и она имела другие показатели для заполнения.

Для заполнения приложения ВП первое, что необходимо сделать, — это сопоставить показатели строк. Отметим, что относительно расходов  показатели в приложении ВП далеко не соответствуют тем показателям, которые были предусмотрены в старой декларации по налогу на прибыль. И если их совершенно невозможно сопоставить (например, это часть суммы предоплаты за услуги, не включенная в ВР по «первому событию»), то такие несопоставимые расходы предлагаем отражать в составе прочих расходов. А в приложении ІВ рекомендуем указывать, что это прочие расходы прошлых периодов — до 01.04.2011 г.

Сумма необходимой корректировки отразится в строках 23–26 приложения ВП и будет перенесена в такие же строки декларации.

В самой декларации соответствующие суммы расходов (скорее всего, это будут прочие расходы, — в зависимости от того, какое сопоставление расходов проведет Ваше предприятие в приложении ВП) отражаются с учетом произведенных уточнений (суммы всех уточнений в приложениях ВП.

Подробно об исправлениях различных ошибок через уточняющие показатели в декларации последующих периодов можно прочитать в вышеназванной статье.

 
02.12.2011, 14:18,   Никулина Л.П.

Уважаемые аналитики! К Вам обращается частный предприниматель Никулина Л.П. У меня к вам такой вопрос. Могу ли я в 2012г. быть плаптельщиком Единого налога по 2 группе,если в кафе будет реализовываться пиво и столовые вина? Если да,то какие вида вин можно реализовывать и какое пиво можно реализовывать бутылочное или только разливное.Местная налоговая поянила,что если будет реализовываться пиво и вина,то я не имею права работать на ЕН.,а должна перейти на общую систему налогооблажения.

Елена Бондаренко

Cогласно пп. 291.5.1 НКУ плательщиками ЕН не могут быть, в частности, физлица- предприниматели, которые осуществляют производство, экспорт, импорт, продажу подакцизных товаров. Из этого списка исключением является розничная продажа ГСМ в емкостях до 20 л. и деятельность физлиц, связанная с розничной продажей пива и столовых вин.

При анализе указанного ограничения возникает вопрос относительно возможности розничной продажи пива и столовых вин в кафе, как заведении ресторанного хозяйства. Прежде чем на него ответить, определимся с терминами.

В пункте п. 12 ст. 1 Закона № 2662 вино определено как алкогольный напиток, изготовленный из винограда. Одним из видов вина является вино столовое, изготовленное путем полного или неполного брожения сусла, которое в зависимости от содержания сахара делится на сухое, полусухое и полусладкое. Кстати, выпуск столовых вин с содержанием спирта ниже 9 % объемных, сортовых — 9,5 % и марочных — 10 % объемных не допускается.

Согласно ст. 1 Закона № 481 алкогольные напитки относятся к товарным группам Гармонизированной системы описи и кодирования товаров под кодами 22 04, 22 05, 22 06, 22 08. Пивом же является напиток, полученный во время брожения охмеленного сусла пивными дрожжами, который относится к товарной группе УКТ ВЭД под кодом 2203 (безалкогольное – 2202).

Розничной торговлей (продажей алкогольных напитков) считается деятельность по продаже товаров (алкогольных напитков) непосредственно гражданам и другим конечным потребителям для их личного некоммерческого использования независимо от формы расчетов, в т. ч. на розлив в ресторанах, кафе, барах, прочих субъектах хозяйствования общественного питания (абз. 13 ст.1 Закона № 481 и п. 2 Правил № 854). А Правилами № 219 определено, что алкогольные напитки и пиво продавать можно. При этом уточнено, что в прейскуранте указывается перечень алкогольных и безалкогольных напитков, пива, объем и цена на соответствующую единицу, а для алкогольных напитков – емкость бутылки, цена за нее, за 50 и 100 миллилитров.

Следует обратить внимание, что действие Закона № 481 не распространяется, в частности, на розничную торговлю винами столовыми и пивом, кроме прямо предусмотренных в нем случаев. Например, согласно ч. 11 ст. 15 Закона № 481 розничная торговля алкогольными напитками (кроме столовых вин) может осуществляться субъектами хозяйствования всех форм собственности при наличии у них лицензии.

Поскольку деятельность в сфере ресторанного хозяйства подразумевает продажу столовых вин и пива (в т. ч. на розлив), а пп. 291.5.1 НКУ не регламентирует место продажи (им может быть и кафе), «Б&З» считает, что местная ГНИ не правильно поняла суть вопроса и предпринимателю 2 группу плательщиков ЕН выбрать можно. Естественно, при отсутствии других ограничений.

Подробнее ответ на вопрос «Может ли предприниматель на едином налоге в 2012 году продавать пиво и вина» см. в «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» 19.12.2011 – 25.12.2011, № 51 (134)

 
01.12.2011, 13:17,   Кулешова НВ

Добрый день!
Сначала ситуация:
Первый собственник здания (ЮЛ) продает его другому ЮЛ и регистрирует смену права собственности в БТИ. При этом документы на смену землепользователя участком, на котором находится здание, находятся в процессе оформления (процедура от 1 года и больше).
Кто должен платить налог за этот земельный участок: первое ЮЛ или второе ЮЛ, или (с учетом п.287.1 и 287.6 НКУ) - оба??

Елена Бондаренко

Ответ на Ваш вопрос уже приводился ниже

 
06.12.2011, 10:19,   Білько Сергій Михайлович

Доброго дня !

Фізичні особи - підприємеці ,рід занять -торгівля канцелярськими товарами в магазині
ФОП на єдиному податку -за готівку та по перерахунку (покупці - населення та юр.особи)
ФОП на загальній системі з ПДВ - по перерахунку (покупці - підприємства)

До яких груп /згідно нового закону/ з 1 січня 2012 року слід віднести свою діяльність,
щоб не втратити своїх клієнтів ?
З якими групами не будуть працювати підприємства (ньюанси з ПДВ,витратами,додаткова звітність ) ?
Дякую.
Сергій.

Ирина Петрусенко

Добрый день Сергей Михайлович!

С критериями для субъектов хозяйствования, которые могут выбрать упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности с 01.01.2012 г., можно ознакомиться в одноименном Справочнике в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Законом № 4014 субъекты хозяйствования разделены на 4 группы. Вас, как видно с вопросов, интересуют первых 3 группы, которые предназначены для физических лиц.

Об этом очень подробно речь идет в «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» от 28.11.2011 № 48 (131) «Упрощенная система налогообложения: что год грядущий нам готовит» в частности в этом материале говорится:

 

«…1-я группа: физические лица – предприниматели, которые не используют работу наемных лиц, осуществляют исключительно розничную продажу товаров с торговых мест на рынках и/или осуществляют хозяйственную деятельность по предоставлению бытовых услуг населению и объем дохода, которых на протяжении календарного года не превышает 150000 гривен.

Исключительный перечень бытовых услуг, предоставляемых населению, приведен в п. 291.7 НКУ…

 

2-я группа, это физические лица – предприниматели, которые осуществляют хозяйственную деятельность по предоставлению услуг, в том числе бытовых, плательщикам единого налога и/или населению, производство и/или продажу товаров, деятельность в сфере ресторанного хозяйства, при условии, что на протяжении календарного года они не используют труд наемных лиц или количество лиц, которые находятся с ними в трудовых отношениях, одновременно не превышает 10 лиц; объем дохода не превышает 1000000 гривен…

 

Обратите внимание, что физические лица – предприниматели, которые предоставляют посреднические услуги по покупке, продаже, аренде и оценке недвижимого имущества (группа 70.31 КВЭД ДК 009:2005), не могут быть во 2-й группе плательщиков единого налога. Они принадлежат исключительно к 3-й группе, если соответствуют установленным для нее критериям.

Налоговым (отчетным) периодом для плательщиков единого налога 2-й группы является календарный квартал…

 

При осуществлении плательщиками 1-й и 2-й группы нескольких видов хозяйственной деятельности применяется максимальный размер ставки единого налога, установленный для таких видов деятельности.

 

При осуществлении ими хозяйственной деятельности на территориях больше чем одного сельского, поселкового, городского советов применяется максимальный размер ставки единого налога, установленного для 1-й или 2-й группы, т. е. 10 %  МЗП или 20 % МЗП соответственно.

 

Для 1-й группы и 2-й группы плательщиков ставка единого налога составляет 15 % относительно:

 

Плательщики 1-й и 2-й группы уплачивают единый налог посредством авансового взноса не позднее 20-го числа (включительно) текущего месяца. Такие плательщики могут внести авансовый взнос за весь период налоговый (отчетный) период, но не более чем до конца отчетного года.

Важно! Плательщики 1-й и 2-й группы, которые не используют наемный труд, освобождаются от уплаты единого налога на один календарный месяц на время своего отпуска, а также на период своей болезни, которая длится 30 и более календарных дней и подтверждена копией листка (листков) нетрудоспособности.

При самостоятельном переходе плательщика 1-й группы  на уплату единого налога по ставкам, предусмотренным для 2-й и 3-й групп плательщиков налоговая декларация также подается в сроки, установленные для квартального налогового (отчетного) периода.

3-я группа: физические лица–предприниматели, которые на протяжении календарного года:

не используют работу наемных лиц или количество лиц, которые находятся с ними в трудовых отношениях, одновременно не превышает 20 лиц; объем дохода не превышает 3000000 гривен.

Для плательщиков 3-й группы предусмотрены такие ставки единого налога:

3 % дохода – в случае уплаты НДС;

5 % дохода – при включении НДС в состав единого налога.

Налоговым (отчетным) периодом для плательщиков единого налога 3-й группы является календарный квартал…

Важно! Плательщики 1-й, 2-й и 3-групп не применяют РРО.

Это уже прямая норма, предусмотренная НКУ. В принципе, физлица – единщики и ранее не обязаны были применять РРО. Мы неоднократно обращали на это внимание, например, в статье «Регистраторы расчетных операций: сфера применения»...»

 
20.12.2011, 12:37,   Кривенко А.А.

Добрый день!Есть ли налоговые льготы для предприятий, участвующих в проектах по уменьшению выбросов СО в атмосферу?Спасибо.

Анастасия Кулик

Добрый день!

Налоговый кодекс Украины не предусматривает льгот для предприятий, участвующих в проектах по уменьшению выбросов CO в атмосферу. Однако, уменьшая выбросы вредных веществ, такие предприятия уменьшают сумму экологического налога, которую им придется уплатить в бюджет.

 
20.12.2011, 14:08,   Боброва Дина Александровна

Здравствуйте. Подскажите пожалуйста всем ли частным предпринимателям необходимо сдать отчет по форме 20 ОПП и в какие сроки?

Елена Рыжикова

В соответствии с п. 63.3 НКУ и разделом VIII Порядка учета налогоплательщиков, утвержденного приказом ГНАУ от 22.12.2010 г. №  979 в число лиц, которые обязаны подавать ф. № 20-ОПП попали все налогоплательщики без исключения, у которых имеются объекты налогообложения или объекты, связанные с налогообложением.

При этом уведомление об объектах налогообложения или объектах, связанных с налогообложением или через которые осуществляется деятельность (объект налогообложения) по  ф. № 20-ОПП (приложение 11 к Порядку № 979) подается в орган ГНС  по местонахождению таких объектов на протяжении 10 рабочих дней после их регистрации, создания или открытия.

 
01.12.2011, 13:19,   Кулешова НВ

Добрый день!
Сначала ситуация:
Первый собственник здания (ЮЛ) продает его другому ЮЛ и регистрирует смену права собственности в БТИ. При этом документы на смену землепользователя участком, на котором находится здание, находятся в процессе оформления (процедура от 1 года и больше).
Кто должен платить налог за этот земельный участок: первое ЮЛ или второе ЮЛ, или (с учетом п.287.1 и 287.6 НКУ) - оба??

Елена Бондаренко

По общему правилу, установленному п. 287.1 НКУ землепользователи уплачивают плату за землю со дня возникновения права собственности на земельный участок.

При этом следует отметить что, согласно ст. 125 ЗКУ право собственности на земельный участок, а также право постоянного пользования и право аренды земельного участка возникают с момента государственной регистрации этих прав. Документом, который удостоверяет право собственности на земельный участок, является государственный акт (ст. 126 ЗКУ).

Однако в отношении момента, начиная с которого пользователь должен уплачивать земельный налог, за земельный участок, находящийся под объектом недвижимости и который приобретен по договору купли-продажи, действует специальная норма, приведенная в п. 287.6 НКУ. Она состоит в том, что при переходе права собственности на строение, сооружение (их часть) налог на земельный участок, на котором размещено такое строение, сооружение (их часть), с учетом придомовой территории уплачивается с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.

То есть, покупатель недвижимости уплачивает земельный налог за земельный участок, находящийся под такой недвижимостью, не с даты оформления у нотариуса договора купли – продажи и не с момента регистрации права на землю, а с даты регистрации права собственности на недвижимое имущество.

При этом, согласно с п. 286.1 НКУ основанием для начисления земельного налога являются данные земельного кадастра, которые на момент регистрации прав на недвижимость еще отсутствуют как у приобретателя на земельный участок под приобретенным строением, так и у продавца на уменьшенный участок. Получить данные земельного кадастра новый собственник сможет только после того, как прежний собственник оформит ее отчуждение.

Следовательно, основания для уплаты земельного налога до момента регистрации права пользования землей у нового приобретателя по одной из норм п. 286.1 НКУ отсутствуют, по другой, установленной п. 287.6 НКУ возникает обязанность уплатить такой налог.

Однако в НКУ прямо указано, что новый собственник должен уплачивать плату за землю, с даты регистрации права собственности на недвижимость, а не с даты оформления правоустанавливающих документов на землю. И поэтому, выполнить норму, указанную в п. 287.6 НКУ можно только следующим образом. После оформления акта на землю и получения кадастровой справки уплатить налог на землю с момента регистрации недвижимости, т. е. и за тот период, когда отсутствовали правоустанавливающие документы на право собственности на земельный участок.

Что касается предыдущего пользователя, то нет других вариантов, как только уплачивать налог за землю до оформления документов на отчуждение участка. Иным способом решить данную проблему можно только в судебном порядке.

На практике, из-за законодательной неурегулированности, новый пользователь, по настоянию органов ГНС, уплачивает налог на землю под приобретенным по договору купли-продажи объектом недвижимости, с даты регистрации права собственности на объект недвижимости, используя данные земельного кадастра предыдущего пользователя. А предыдущий пользователь уплачивает земельный налог земельный участок под проданным строением до даты оформления отчуждения, т. е. до момента оформления правоустанавливающих документов налог за землю платиться дважды.

 
19.12.2011, 13:09,   Будя Александр

Слышал что в 2012 году вступает в действие закон. По которому если я покупаю к примеру автомобиль то я обязан предоставить декларации в налоговую о том где я взял деньги на его покупку, ето только слухи или действительно так.

Елена Волошина

Уважаемый Александр, как можно понять из вопроса, речь идет о так называемом «косвенном методе» определения доходов. Несмотря на весьма частое упоминание данного «явления» в различных источниках  - на сегодня, официальная информация о вступлении в силу подобных законотворческих инициатив отсутствует.

Более того, в разъяснении Комитета ВРУ по вопросам финансов; банковской деятельности; налоговой и таможенной политики, предоставленном в письме от 05.12.2011 г. № 04-39/12-1288, среди прочего отмечается:  

<…>

вимоги податкових органів щодо надання громадянами пояснень про джерела походження їх коштів, спрямованих на придбання товарно-матеріальних цінностей для особистого користування, а також сплати податку на доходи фізичних осіб з сум таких витрат, не відповідають нормам чинного законодавства

<…>

 
19.12.2011, 15:00,   Ткаченко Ирина

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, наше предприятие работает уже более 15 лет. Нужно ли нам подавать отчет по форме 20-ОПП?

Елена Рыжикова

Начнем с мнения ГНС по аналогичному вопросу, которое размещено в Единой базе налоговых знаний (см. одноименный ресурс в системах ЛІГА:ЗАКОН). Так, отвечая на вопрос «Должен ли налогоплательщик предоставлять уведомление  по ф. № 20-ОПП об объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, которые были зарегистрированы, созданы или открыты до 2011 года?» информационно-справочный департамент ГНС (далее — ИСД ГНС) сообщил следующее.

В соответствии с п. 63.3 НКУ налогоплательщики подлежат регистрации или взятию на учет в органах ГНС по местонахождению юридических лиц (основному месту учета), а также по  месту расположения (регистрации) их подразделений, движимого и недвижимого имущества, объектов налогообложения или объектов, которые связаны с налогообложением или через которые осуществляется деятельность (неосновное место учета). Объектами налогообложения и объектами, связанными с налогообложением, являются имущество и действия, в связи с которыми у налогоплательщика возникают обязанности относительно уплаты налогов и сборов. Такие объекты по каждому виду налога и сбора определяются согласно соответствующему разделу ПКУ.

Налогоплательщик обязан стать на учет в соответствующих органах ГНС по основному и неосновному месту учета, уведомлять обо всех объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, органы ГНС по местонахождению таких объектов в установленном порядке (см. р. VIII Порядка учета налогоплательщиков и сборов, утвержденного приказом ГНАУ от 22.12.2010 г. №  979).  Уведомление об объектах налогообложения или объектах, связанных с налогообложением или через которые осуществляется деятельность (объект налогообложения), подается в орган ГНС по  местонахождению такого объекта по ф. № 20-ОПП.

Таким образом, налогоплательщик, начиная с 01.01.2011 — дня вступления в силу НКУ, обязан уведомлять обо всех объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, в том числе, которые созданы или открыты до 2011 года, органы ГНС  по местонахождению таких объектов (по основному и неосновному месту  учета).

Но на этом ИДС ГНС не остановился и, отвечая на вопрос: «Какая ответственность предусмотрена за  непредставление уведомления по ф. № 20-ОПП об объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, которые были зарегистрированы, созданы  или открыты до 2011 года?»,  напомнил о штрафах,  которые будут применены к нарушителям в соответствии с п. 117.1 НКУ.

А именно: непредставление в сроки и в случаях, предусмотренных НКУ, заявлений или документов для взятия на учет в соответствующем органе ДПС, регистрации изменений местонахождения или внесения других изменений в свои учетные данные, непредставление исправленных документов для взятия на учет или внесение изменений, представление с ошибками или в неполном объеме, непредставление ведомостей относительно лиц, ответственных за ведение бухгалтерского учета и/или составление налоговой отчетности, согласно требованиям, установленным НКУ, — влекут  за собой наложение штрафа на самозанятых лиц в размере 170 грн., на юридических лиц, обособленные  подразделения юридического лица или юридическое лицо, ответственное за начисление и уплату налогов в бюджет во время выполнения договора о совместной деятельности, — 510 грн.

В случае неустранения таких нарушений или за те самые действия, совершенные  в течение года лицом, к которому были применены штрафы за такое нарушение, —  влекут  за собой наложение штрафа на самозанятых лиц в размере 340 грн., на юридических лиц, обособленные  подразделения  юридического лица или юридическое лицо, ответственное за начисление и уплату налогов в бюджет во время выполнения договора о совместной деятельности, — 1020 грн.

На наш взгляд, такие утверждения безосновательны, хотя  в п. 63.3 НКУ,  на который ссылается  ИСД ГНС, действительно сказано, что налогоплательщик обязан уведомлять обо всех объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением в установленном порядке (речь идет о разделе VIII Порядка учета налогоплательщиков, утвержденного приказом ГНАУ от 22.12.2010 г. №  979, далее — Порядок № 979). 

Однако уже в п. 8.4 Порядка № 979 говорится о том, что уведомление об объектах налогообложения или объектах, связанных с налогообложением или через которые осуществляется деятельность (объект налогообложения) по  ф. № 20-ОПП (приложение 11 к Порядку № 979) подается в орган ГНС  по местонахождению таких объектов на протяжении 10 рабочих дней после их регистрации, создания или открытия

Также согласно п. 8.5 Порядка уведомление по ф. № 20-ОПП подается в случае изменения сведений об объекте налогообложения. А именно: при изменении типа, наименования, местонахождения или состояния объекта налогообложения.

Другие  случаи  представления формы № 20-ОПП, в том числе и при наличии объектов налогообложения, которые зарегистрированы, созданы или открыты до 2011 года, в Порядке № 979 не указаны.

 
29.11.2011, 19:35,   Людмила Алексеевна

Я собираюсь покупать квартиру.Скажите, близятся ли какие-нибудь перевороты в законодательстве данного направления?

Ирина Петрусенко

Добрый день Людмила Алексеевна! О «переворотах» в законодательстве, которыми Вы интересуетесь, писал еженедельник «ЮРИСТ & ЗАКОН» от 30.11.2011 г. № 48 в статье «Регистрация прав на недвижимость по-новому: что год 2012 нам готовит?». В частности в этом материале говорится:

«…С 1 января 2012 г. в Украине должна начать действовать «новая версия» системы регистрации прав на недвижимое имущество.

Основными законодательными и нормативными актами, регулирующими рассматриваемый вопрос, являются Закон Украины «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их отягощений» и постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении Прядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их отягощений и Порядка предоставления извлечений из государственного реестра имущественных прав на недвижимое имущество» от 22 июня 2011 г. № 703.

В соответствии с новым законодательством функции государственной регистрации прав на недвижимость с нового года вместо БТИ будет осуществлять Государственная регистрационная служба Украины (сокращенно – Укргосреестр www.drsu.gov.ua)...

…Заработает ли Укргосреестр сразу с 1 января 2012 года, сказать сложно, ведь на данный момент Укргосреестр находится в процессе формирования кадрового состава и материально-технического обеспечения региональных регистрационных служб. Для создания органов государственной регистрации имущественных прав на недвижимое имущество Укргосреестра Министерством юстиции была определена дополнительная численность работников в количестве 2600 человек (приказ Минюста от 18.11.2011 № 3350/5)…»

 
09.12.2011, 16:56,   Стецкив А.Л.

Принят ли Законопроект 9504 "Про внесення змін до Податкового кодексу України щодо скасування вимог наявності первинних документів у фізичних осіб-підприємців, що обрали спрощену систему оподаткування, обліку та звітності" №9504 от 25.11.2011 ВР и если-"да",то когда

Елена Волошина

По состоянию на утро 21 декабря данный законопроект имеет статус «Вручено для ознайомлення (06.12.2011)». Иными словами, данный документ еще только проходит комитетскую обработку.

 
15.12.2011, 12:45,   Афтанова О.Т.

Добрый день. У меня целая проблема с 1ДФ. Помогите разобраться. В 1 квартале 2011 года я подала отчет с неверно указаными данными. А имеенно, я увеличила сумму начисленного дохода, выплаченного дохода, начисленного налога и перечисленного налога. Оплатила я сумму указаную в отчете. В 3 квартале я сдала уточненку и тут в уточненке я снова делаю ошибку. Неправельную строку я убираю и добовляю правельную. Сумма начисленного дохода ставлю 272,14грн, а перечисленного 27214,00грн. Не поставилась запятая... Что делать? Как исправлять. Будет штраф 510,00грн? Спасибо огромное.

Ирина Петрусенко

Добрый день!

Самостоятельно выявленные ошибки в расчете по форме № 1ДФ предприятие может исправить двумя путями:

• если ошибка обнаружена до наступления предельного срока представления отчетности за квартал, в котором она была допущена, то представляется новый отчетный налоговый расчет (п. 2.1 Порядка № 1020);

• если же ошибка обнаружена после наступления предельного срока представления расчета, то необходимо представить уточняющий налоговый расчет.

Аналогичным образом исправляются и ошибки, которые налоговый агент допустил в уточняющем расчете.

То есть, для представления нового отчетного и уточняющего расчета используется та же форма, что и для отчетного расчета, только в шапке формы делается соответствующая пометка.

Для исправления неправильно отраженных показателей заполняется графа 9 расчета, в которой предусмотрено два вида признаков (разд. IV Порядка № 1020):

1 – «строка на удаление», проставляется при необходимости удаления ошибочной строки, имеющейся в требующем исправлений расчете;

0 – «строка на ввод», проставляется при необходимости добавления строки с правильными данными либо пропущенной ранее строки. В случае ввода пропущенной строки ей присваивается порядковый номер, следующий за номером последней строки предыдущего расчета. При заполнении вышеуказанных строк заполняются все графы, а не только те, в которых содержатся ошибочные данные.

Что же касается ответственности, то в соответствии с п. 119.2 НКУ, в частности, за представление с недостоверными данными или с ошибками расчета по форме № 1ДФ, предусмотрена ответственность в виде наложения штрафа в размере 510 грн. Хотя не исключено, что орган ГНС расценит исправления в уточненном расчете по ф. № 1ДФ как те же действия на протяжении года, в котором был применен штраф, и это повлечет за собой наложение штрафа уже в размере 1020 грн.

 
07.12.2011, 20:35,   Елена Заричная

Добрый день!В адрес Ваших специалистов неоднократно задавался не получивший ответа вопрос , который касается порядка аккумулирования сумм НДС на спецсчете для сельхозпроизводителей согласно НКУ,а именно: Какие санкции грозят предприятию, если на спецсчет перечислено средств больше, чем подлежит уплате по декларации ,причем перечисление произведено раннее положенного срока? С нетерпением ждём Ваших консультацийи и Заранее благодарим за ответ.

Елена Бондаренко

В абзаце 2 п. 3 Порядка № 11 указано, что подлежащая уплате (перечислению) сумма НДС по налоговой декларации (сокращенной), как разница между суммой налогового обязательства и суммой налогового кредита за отчетный период, перечисляется сельхозпредприятием с текущего счета на специальный счет в сроки, установленные ст. 203 НКУ.

Сельхозпредприятие по месту своей регистрации не позднее последнего календарного дня месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом, представляет органу ГНС копии платежных поручений о фактически зачтенных на специальный счет суммах НДС за каждый отчетный (налоговый) период.

Аккумулируемая на специальном счете сумма НДС не подлежит изъятию в госбюджет и используется сельхозпредприятием в соответствии с п. 209.2 НКУ, а начиная с 1 января в 2018 г. перечисляется на текущий счет сельхозпредприятия (п. 4 Порядка № 11).

ГНАУ в единой базе налоговых знаний отметила, что в случае излишнего или ошибочного перечисления денежных средств на специальный счет они возвращению налогоплательщику не подлежат, а учитываются им в счет будущих перечислений на специальный счет и могут быть использованы для возмещения суммы НДС, уплаченной (начисленной) поставщику на стоимость производственных факторов, за счет которых сформирован налоговый кредит, а при наличии остатка такой суммы – для других производственных целей.

Однако если излишне перечисленные денежные средства будут использованы сельхозпредприятием не по целевому назначению, то такое предприятие несет ответственность в соответствии с п. 30.8 раздела I НКУ, которым определенно, что налоговые льготы, использованные не по назначению или несвоевременно возвращенные, возвращаются в соответствующий бюджет с начислением пени в размере 120 % годовых учетной ставки НБУ.

 
20.12.2011, 16:57,   Батенко О.В.

Подскажите пожалуйста что необходимо для подключения к системе лига-закон и какая стоимость такой услуги?

Елена Волошина

Добрый день всем участникам сегодняшней конференции! Сегодняшняя наша встреча завершает серию интернет-конференций в рамках проекта  «Экспертная линия on-line». Надеемся, что полученная за время наших встреч информация была полезна не только непосредственным участникам, но и всем посетителям портала ЛІГА:ЗАКОН.

Уважаемый пользователь Батенко, всю необходимую информацию о подключении к системам ЛІГА:ЗАКОН можно получить в разделе Продукты нашего портала или по телефону (044) 538 01 02.

Специалисты профильного подразделения с удовольствием ответят на все интересующие Вас вопросы и помогут определиться с выбором. Будем рады видеть Вас в числе абонентов!

 
20.12.2011, 15:25,   Гайдас В.Д.
Новый бланк заявления плательщика НДС который принят с 16.12.2011.
 
20.12.2011, 13:36,   Бондарева Елена
Что изменится с 2012 года в правилах заключения договоров аренды: нотариальное заверение, регистрация права на аренду и т.п. (вопрос не касается упрощенной системы, не касается налогообложения)?
 
21.12.2011, 09:59,   Жданова
Может ли перейти на упрощенную систему налогообложения предприятие, у которого на балансе есть ценные бумаги и корпоративные права, в т.ч. владеющие долей в другом предприятии больше чем 25%? Если может перейти, то что будет являться доходом при продаже ценных бумаг (корпоративныз прав)?
 
21.12.2011, 11:32,   Елена Жданова
Относится ли КВЕД 74.14.0 "Консультування з питань комерцйної діяльності та управління" к запрещенному виду деятельности для единоналожников "Деятельность по управлению предприятиями" и какому КВЕД по новой классификации относится этот запрещенный вид деятельности?
 
21.12.2011, 12:27,   Крупко Д. А.
Ошибочно перечислена сумма компенсации оплаты заработной платы по среднему за время прохождения военных сборов на специальный счет ФСС для оплаты листов нетрудоспособности, куда должны поступать суммы только ФСС.
 
16.12.2011, 16:51,   Реус К.В.
Что делать клиентами физ лицами которые не хотят подписывать согласие на использование персональных данных. Какой минимальный объем данных можно считать персональными данными: достаточно иметь у себя ФИО клиента чтобы это считалось персональными данными?
 
13.12.2011, 20:27,   васильцов эдуард николаевич
сбор, хранение и использование персональных данных сотрудников;имеет ли доступ к ПД непосредственный начальник данного подразделения (отдела), или только руководитель(директор)предприятия?
 
21.12.2011, 13:50,   Алексей
Добрый день! Есть ООО у которого юридический адрес по месту прописки директора? Для открытия р/счета нужно получить форму №3 в налоговой милиции. Там требуют поменять адрес на нежилой фонд. Скажите пожалуйста, на сколько правомерны их требования?
 
21.12.2011, 13:52,   Скляр Алексей Петрович
Подскажите, пожалуйста - для создания адвокатского бюро(юр лица)в новом году с одним учредителем и он же будет директор -1) можно 4 группу? и 2)какие налоги необходимо будет платить как юр лицо(будет ли сам для себя наемным рабочим? какие ЕСВ) 3)нужно ли если челочек будет один работать в адв бюро регистрироваться и платить НДФЛ и ЕСВ как физ лицо? не будет ли это двойным налогообложением?
© Інформаційне агентство "ЛІГА:ЗАКОН", 2010–2015.
© ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2007–2015.
© ТОВ "Інформаційно-аналітичний центр "ЛІГА", 1991–2015.
Все права на материалы, размещенные на www.ligazakon.ua, охраняются в соответствии с законодательством Украины. Цитирование и использование любых материалов, размещенных на сайте www.ligazakon.ua, возможно только с письменного разрешения ООО «ЛИГА ЗАКОН», при этом гиперссылка (hyperlink) на www.ligazakon.ua обязательна.
Для иллюстрирования материалов и создания рекламных макетов используются фотоизображения и иллюстрации Thinkstock
bigmir)net