Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Главный правовой портал Украины
 
ВХОД НА ПОРТАЛ
РЕГИСТРАЦИЯ
МЫ В:
20 сентября 2018     
Всего вопросов: 30

Практические вопросы, возникающие в связи с заполнением и подачей отчета о контролируемых операциях за 2017 год

Во время конференции, организованной совместно EY и ЛІГА:ЗАКОН, специалисты EY дадут ответы на вопросы и практические рекомендации по следующим тематикам:

- Диагностика контролируемых операций, критерии отнесения операций к контролируемым в течение 2017 года.

- Определение суммы контролируемой операции исходя из данных бухгалтерского учета, даты осуществления контролируемой операции.

- Рекомендации по определению связанности сторон контролируемых операций для заполнения соответствующего приложения.

- Указание предмета контролируемой операции и страны происхождения предмета операции, использование соответствующих классификаторов.

- Определение наиболее соответствующего метода трансфертного ценообразования и стороны, чей показатель тестируется.

- Выбор показателя рентабельности и подходов к его расчету,

а также другие вопросы, связанные с заполнением отчета о контролируемых операциях за 2017 год.

Время проведения: 11.00 - 13. 00

 

Если вы не успели задать вопрос либо хотите получит более развернутый ответ - обращайтесь по контактам, указанным по ссылке.

На вопросы отвечали:

Игорь Чуфаров, партнер, отдел налогообложения и юридических услуг EY Украина

Игорь имеет более 14 лет профессионального опыта в области налогово-юридических услуг. Он предоставляет консультации по широкому спектру вопросов, специализируясь на корпоративном налогообложении, сопровождении сделок и трансфертном ценообразовании.

С 2012 года он возглавляет практику трансфертного ценообразования компании EY в Украине. Он руководит проектами для ведущих украинских и международных банков, а также компаний, работающих в сфере ИТ и телекоммуникаций, нефти и газа, металлургии и добычи металлов.

Александр Федосеенко, старший менеджер, отдел налогообложения и юридических услуг EY Украина

Александр имеет более 12 лет опыта в трансфертном ценообразовании, украинском и международном налогообложении и других налогово-юридических услугах.

С 2013 года основным направлением деятельности Александра является предоставление консультаций украинским и международным компаниям в соблюдении принципов трансфертного ценообразования и эффективном планировании цепочек поставок.

 
 
20.09.2018, 11:47,   Юлія

Доброго дня,
Підприємство в 2017 року мав операцію з нерезидентом (Кіпр) (далі - досліджувана операція), котра відповідає ознакам контрольованої. У цьому ж році були реалізовані аналогічні операції з двома іншими нерезидентами, ОПФ котрих є в переліку №480 але ці операції відбулись до 27.07.2017. Після 27.07.2017 із цими двома нерезидентами також були взаємовідносини і вони потрапили у звіт про КО 2017. Чи правильно використовувати вказані дві операції як зіставні для досліджуваної операції?

Александр Федоссенко

При наданні роз'яснення щодо подібної ситуації із списком "низькоподаткових юрисдикцій" КМУ, податкові органи вказували на можливості використання операцій із нерезидентами до потрапляння юрисдикцій їх реєстрації у зазначений список у якості зіставних при дотриманні умов зіставності, якщо таке включення відбувалось в одному звітному періоді.

Проводячи аналогію з вказаним прикладом, можна дійти висновку, що при умові зіставності таких операцій, які відбулися до 27.07.2017, вони можуть бути використані як зіставні для цілей аналізу відповідності умов КО принципу "витягнутої руки".

 
20.09.2018, 11:23,   Лада Каран

Добрый День, Просьба высказать мнение по возможным рискам предприятия , в случае расчета показателя рентабельности (согласно Формы 2) в целом по компании, без проведения сегментирования в разрезе контролируемых операций (импорт/экспорт товара/услуг), и отражения этого единого показателя в гр.23 ОТЧЕТА одинакового для всех операций. Спасибо.

Игорь Чуфаров

В соответствии с положениями ст. 39 НКУ показатель рентабельности должен быть рассчитан для каждой отдельной контролируемой операции или для группы контролируемых операций, которые могут быть сгруппированы по правилам, установленными в пп.39.3.8 НКУ.

При не соблюдении требований НКУ по расчету показателя рентабельности для  отдельной контролируемой операции/группы таких операций, существует риск, что налоговые органы могут самостоятельно расчитать показатель рентабельности, или в худшем случае, оспорить и прочие подходы к анализу по ТЦО (выбранный метод ТЦО, тестируемую сторону).

 
20.09.2018, 11:16,   Оксана

Доброго дня !
Цікавить інформація про заповнення додатку про пов'язаність осіб.
Приклад :
Компанія А володіє часткою 99% у комп.Б та 99% у компанії В.
Також компанія А на 100% володіє компанією Г, яка має частку 1% у власності компанії В.
Між компанією Б та В, укладено договір який підпадає під ознаки та умови по ТЦУ.
Які саме компанії будуть відображатись у додатку як пов'язані ? код пов'язаності буде 502 ? як правильно розрахувати частку безпосереднього та опосередкованого володіння ?

Дякую.

Александр Федоссенко

Відповідь: Код пов'язаності 502 вказується у ситуації, коли компаніями Б та В володіє безпосередньо та/або опосередковано одна і та сама юридична особа - в даному випадку, це компанія А. Також, відповідно до Розділу VI Порядку складання Звіту про КО, у разі опосередкованого володіння зазначається інформація про усіх осіб, через яких здійснюється опосередковане володіння корпоративними правами. Тому, інформація про компанію Г також має бути відображена у Звіті про КО. 

 У Додатку "Інформація про пов'язаність осіб", для компанії А необхідно вказати наступне:

 - частку безпосереднього володіння компанією Б у розмірі 99%

- частку безпосереднього володіння компанією В у розмірі 99%   

- частку опосередкованого володіння компанією В у розмірі 1%, вказавши юридичну особу, через яку здійснюється таке володіння - компанію Г.

 
20.09.2018, 10:12,   Тетяна

Доброго дня!
Підприємство має позику нерезидента, сума тіла позики 50 млн.грн.
Питання 1: У 2017 р. підприємство нарахувало 5,8 млн.грн. %. Чи нарахування % у такому розмірі підпадає під контрольвані опереції, якщо величина тіла позики не змінилася? Яка сума контрольованої операції?
Питання 2: у 2018 р. підприємство списало тіло позики та 15 млн.грн. %. Чи така операція є контрольованою? Яка сума контрольованої операції?

Игорь Чуфаров

Відповідь 1: для 2017 року обсяг операцій для визнання їх контрольованими з кожним контрагентом перевищував 10 млн грн. Якщо обсяг операцій з окремим контрагентом не перевищив 10 млн грн, то такі операції не потрапляють під визначення контрольованих. Якщо у компанії не було інших операцій із вказаним контрагентом, то сума нарахованих відсотків не визначається контрольованою операцією та не має відображатись у Звіті про КО за 2017 рік. 

Сума наданих кредитів, позик, не враховується при визначенні вартісного критерію КО для цілей ТЦУ. 

Відповідь 2: якщо списання тіла позики та відсотків відбулося не через погашення (сплати грошових коштів), а шляхом списання з балансу, з відповідним визнанням доходів в бух.обліку і впливу на базу оподаткування податком на прибуток, то така операція списання формально підпадає під  визначення контрольованої та підлягає відображенню в Звіті про КО за 2018 рік.

 
20.09.2018, 10:06,   Светлана

Добрый день.
Наша компания планирует приобретать товар у нерезидента, зарегистрированного в стране, включенной в перечень государств, утвержденного КМУ в соответствии с пп 39.2.1.2 НКУ. Т.к. объем поставок планируется небольшой, операции не будут считаться контролируемыми, но они попадают под п.140.5.4 НКУ. Какие документы мы должны предоставить ГФС при проверке, чтобы не увеличивать фин.результат согласно п.140.5.4. Заранее большое спасибо.

Игорь Чуфаров

В соответствии с пп. 140.5.4 НКУ, если налогоплательщик не желает корректировать финансовый результат на сумму 30% стоимости таких товаров, необходимо подтвердить соответствие цены приобретения таких товаров рыночному уровню по правилам, установленным статьёй 39 НКУ. Налогоплательщик должен будет подготовить документацию по трансфертному ценообразованию и предоставить её налоговым органам по запросу.

 
20.09.2018, 09:58,   Александр

Необходимо ли в отчёте о контролируемых операциях показывать начисление дивидендов для выплаты нерезиденту? Какой показатель рентабельности использовать для отчёта о КО? Мнение ГФС по этому вопросу менялось: раньше утверждали, что не нужно, сейчас поменялась логика ответа и ответ на прямо противоположные. Спасибо.

Александр Федоссенко

На данный момент контролирующие органы не высказали своего мнения относительно методологии анализа и выбора метода для тестирования дивидендов на соответствие условий такой операции принципу "вытянутой руки", поэтому целесообразным будет указывать в отчете о КО метод сопоставимой неконтролируемой цены, а не методы базирующиеся на показателях рентабельности.

 
20.09.2018, 09:12,   Оксана

Скажіть, будь ласка, яка саме довідка підходить для підтвердження сплати нерезидентом корпоративного податку, щоб операція з ним не визнавалась контрольованою? Хто має видати цю довідку?

Александр Федоссенко

Відповідно до ппп. 39.2.1.1 ПКУ платник податків повинен довести, що його контрагент саме сплачував податок на прибуток (корпоративний податок)  у звітному році. ДФС рекомендує платникам податків отримувати від контрагента документ, що видається фінансовим (податковим) органом відповідної країни, за формою, затвердженою згідно із законодавством цієї країни. Такий документ повинен бути належним чином легалізований та перекладений відповідно до законодавства України.

Зазначена рекомендація не обмежує платника податків у самостійному виборі способу та форми отримання інформації щодо сплати нерезидентом податку на прибуток (корпоративного податку) у звітному році.

Наприклад, якщо контрагент-нерезидент надасть платнику податків копію декларації з податку на прибуток та банківську виписку, про сплату такого податку, то господарські операції платника податків з таким нерезидентом не будуть визнаватись контрольованими, незважаючи на включення такої організаційно-правової форми у Перелік.

 
19.09.2018, 18:09,   Юлія

Постанова КМУ №480 набрала чинності 27.07.17, а операції з поставки товарів відбувались до 27.07.17, у червні 2017 резидент повернув переплату по контракту, банк за переказ коштів зняв комісію, відобразивши її у свіфті у вересні 2017. Чи будуть вважатись такі операції контрольованими?

Александр Федоссенко

Господарські операції з поставки продукції підпадають під контроль по методу нарахування у бухгалтерському обліку. Отримання/здійснення попередньої оплати, як і її повернення, не буде підпадати під контроль ТЦУ.

 
19.09.2018, 18:05,   Яна Шульгина

Добрый день!

В связи с изменениями в налоговом кодексе к п.39 плательщик налогов в документации 2017 года должен раскрывать алгоритм распределения расчета фактического показателя рентабельности и распределения расходов и доходов. Насколько детально должен быть описан алгоритм расчета, алгоритм включения/не включения части прочих операционных доходов и расходов в документации? (в том числе, но не исключая, по каждой операции, указанной в Отчете о контролируемых операциях (далее – Отчет) как отдельная строка)? Если плательщик налога указывает общий показатель рентабельности по контрагенту в целом, так как операции по данному контрагенту идентичные, могут отличаться только ценой, наименованием товара, условиями поставки. В Отчете данные операции указываются согласно п.19 Порядка заполнения Отчета и классифицируются как периодические операции. Каждая в отдельности операция имеет разный показатель рентабельности, в том числе ниже нижнего уровня рентабельности по прошлогоднему Benchmark. Можно ли в данном случае в документации не раскрывать рентабельность по каждой отдельной операции? Что Вы можете в таком случае посоветовать? Есть ли у Вас методики/способы распределения прочих операционных расходов и доходов, которые могут в пользу плательщика повлиять на показатель рентабельности?
Спасибо,
С уважением,
Яна

Александр Федоссенко

Насколько детально должен быть описан алгоритм расчета, алгоритм включения/не включения части прочих операционных доходов и расходов в документации?

Описание алгоритма расчета показателя рентабельности в документации должно объяснять подходы к:

- определению и включению статей операционных доходов и расходов, которые относятся к контролируемой операции, в расчет показателя рентабельности;

- определения ключа/ключей аллокации общих операционных доходов и расходов и их включение в расчет показателя рентабельности;

- а также определение статей операционных доходов и расходов, которые не относятся к контролируемой операции и не носят общий характер, и как следствие исключаются в полном объеме из расчета показателя рентабельности.

Данный алгоритм должен быть максимально детализирован и учитывать все виды операционных доходов и расходов, которые принимают участие в расчете показателя рентабельности, или по каким-то причинам исключаются из такого расчета. Рекомендуем серьезно отнестись к определению и описанию алгоритма расчета показателя рентабельности, поскольку такой алгоритм должен использоваться на постоянной основе в будущих периодах (произвольное его изменение неизбежно вызовет вопросы у налоговых органов в ходе проверки).

Если плательщик налога указывает общий показатель рентабельности по контрагенту в целом, так как операции по данному контрагенту идентичные, могут отличаться только ценой, наименованием товара, условиями поставки. В Отчете данные операции указываются согласно п.19 Порядка заполнения Отчета и классифицируются как периодические операции. Каждая в отдельности операция имеет разный показатель рентабельности, в том числе ниже нижнего уровня рентабельности по прошлогоднему Benchmark. Можно ли в данном случае в документации не раскрывать рентабельность по каждой отдельной операции?

Согласно пп.39.3.8 НКУ плательщик налога имеет право группировать операции для использования методов установления принципа "вытянутой руки", в том числе для целей расчета показателя рентабельности, если такие операции являются связанными или являются продолжением одна одной или имеют непрерывный характер. Группировка операций может использоваться для выбора метода, проведения экономического исследований и расчета показателя рентабельности (общий показатель рентабельности для совокупности операций), и соответствующего изложения анализа в документации по ТЦО.

Для целей заполнения отчета о контролируемых операциях, предусмотрена возможность отражения обобщающей информации относительно совокупности контролируемых операций (п.6. раздела І и раздел V Приказа №8 о заполнении отчета о КО), при этом группировать товары можно по коду УКТ ЗЕД до шести знаков и показывать такие операции в отчете одной строчкой. Такая группировка является опциональной, то есть налогоплательщик может принять решение не применять ее и отражать все операции в отчете отдельными строчками. Если в документации для всех этих операций был указан единый показатель рентабельности, именно этот единый показатель указывается в отчете в каждой отдельной строчке.

Есть ли у Вас методики/способы распределения прочих операционных расходов и доходов, которые могут в пользу плательщика повлиять на показатель рентабельности?

Мы рекомендуем использовать только предусмотренные законодательством методы и подходы для проведения анализа по ТЦО, которые соответствуют обстоятельствам фактического осуществления контролируемых операций. Готовы обсудить с Вами возможные подходы к проведению анализа дополнительно, для чего предлагаем Вам связаться с нами по контактам, указанным в ссылке.

 
19.09.2018, 17:07,   Віта

Чи відноситься виплата дивідендів до контрольованої операції та чи потрібно (нарахування)виплату дивідендів відображати в звітності по ТЦО?

Александр Федоссенко

В соответствии с позицией ДФС операции по начислению (выплате) дивидендов являются контролируемыми. С осторожной точки зрения имеет смысл отражать данные операции в отчете о контролируемых операциях.

Поскольку ДФС в своих письмах не разграничивает операции по выплаты и начислению дивидендов, наиболее консервативным подходом будет отразить в отчете как начисленные в 2017 году дивиденды, так и выплаченные в 2017 году дивиденды, начисленные в более ранних периодах, если они не отражались в отчете в этих периодах. При этом выплаченные дивиденды необходимо показывать в полной сумме – до удержания налога на доходы нерезидентов.

 
19.09.2018, 17:07,   Елена

Добрый день. Предприятие ООО с доходом за 2017 больше 60 млн грн. В 2018г заключили договор с Эстонией, на импорт товара. Эта страна короткий промежуток времени была в списке "офшорных" стран, в список орг.форм - не входит. Товар в 2018г берем на сумму 1 млн грн. Вопрос: не попадаем ли мы в контр. операции, отчет и т.п.?

Александр Федоссенко

Обращаем внимание, что основными критериями для определения контролируемых операций за 2017 год являются следующие:

- общий годовой доход предприятия от какой-либо деятельности, определенный по правилам бухгалтерского учета (за вычетом непрямых налогов) - 150 млн.грн.

- объем хозяйственных операций с контрагентом, определенный по правилам бухгалтерского учета (вычетом непрямых налогов) - 10 млн.грн.

 
19.09.2018, 16:40,   Лада Каран

Добрый День! Вопрос по операциям по начислению резервов под будущие операционные затраты по импорту услуг от нерезидентов (связанные лица).

В связи с тем, что при оценке затрат существует неопределенность в сумме обязательства, которое возникло вследствие прошлых периодов ( например, нет акта выполненных работ от нерезидента....), предприятие ежемесячно начисляет резервы (согласно ПСБУ 11, Дт 84 Кт 474) в грн. После получения первичного документа от нерезидента, предприятие сторнирует начисленный резерв и проводит в системе хозяйственную операцию датой акта в валюте документа.
Таким образом, у предприятия может возникнуть пограничная ситуация, когда, например, в конце 2017 года начисляются резервы по услугам от нерезидентов, и впоследствии, по факту получения акта выполненных работ проводится документ уже в 2018 году по дате акта в валюте контракта. При этом, в акте выполненных работ указан период оказания услуг, например, 2017 год, а проведен в системе по дате акта в 2018 году.

В связи с влиянием данных операций на объект налогообложения налогом на прибыль предприятия, возникает вопрос по полноте отражения контролируемых операций в 2017 году:
- предприятие должно отразить в отчете о контролируемых операциях объем операций с нерезидентом в 2017 году по факту начисления резерва, либо же по дате составления акта ( как указано в порядке составления отчета, приказ 8 от 18/07/16) , т.е. в отчете за 2018 году? Спасибо.

Александр Федоссенко

Для начала предлагаем уточнить определение "резерва". 

 

Резервы (accruals), которые создаются под расходы, понесенные в отчетном периоде, и по которым на момент составления финансовой отчетности, не были получены первичные документы (акт выполненных работ), подлежат отражению в бухгалтерском учете в качестве расходов и соответствующему отражению в декларации по налогу на прибыль.

 

Резервы (provisions), которые создаются будущие операционные затраты (по импорту услуг от нерезидентов - связанных лиц) не подлежат отражению в декларации по налогу на прибыль.

 

Для целей ТЦО под контроль подпадают только резервы (accruals),  понесенные в отчетном периоде. Такие резервы (accruals) подлежат отражению в отчете о КО по достоверной оценке таких расходов. Для проведения такой операции в бухгалтерском учете необходимо составить первичный документ (бухгалтерскую справку) с указанием рассчитанной суммы расходов. 

 

При получении первичного документа от контрагента в последующих периодах, фактическая сумма расходов может отличаться от рассчитанной ранее суммы резерва (accruals). Такая разница подлежит включению в состав расходов того отчетного периода, в котором был получен первичный документ, с соответствующим отражением такой разницы в отчете о КО. 

 
19.09.2018, 15:38,   Елена Матвиец

Добрый день!

Возможно ли использовать внутренние сравнения идентичных услуг при методе ТЦ Чистая рентабельность затрат (метод сравнения неконтролируемой цены не возможен)

Игорь Чуфаров

Для подтверждения условий контролируемой операции по предоставлению услуг принципу «вытянутой руки» действительно можно использовать метод чистой прибыли. В рамках этого метода показатель чистой рентабельности затрат поставщика в контролируемых операциях может сравниваться с диапазоном показателей чистой рентабельности затрат идентичных (сопоставимых) услуг, которые предоставлялись тем же поставщиком.

При этом необходимо обосновать невозможность использования более приоритетных методов ТЦО: метода сопоставимых неконтролируемых цен или метода «расходы плюс». Для правильного выбора метода рекомендуем провести детальный функциональный анализ и анализ сопоставимости.

 
19.09.2018, 15:26,   Тетяна

Доброго дня!
Також цікавить питання дивідендів. Чи потрібно включати до Звіту про КО отримані дивіденди від нерезидента, що не входить ані до списку низькоподаткових юрисдикцій ані до організаційно-правових форм?

Александр Федоссенко

Якщо дивіденди були отримані платником податку від пов’язаної особи - нерезидента, та їх сума перевищувала 10 млн.грн протягом 2017 року, вони мають бути включені до звіту про КО, оскільки така операція впливала на податковий облік отримувача (дивіденди відображаються у складі доходу). Крім того має додержуватись інший критерій визнання операцій контрольованими - обсяг доходу платника податку від усіх видів діяльності за 2017 рік повинен перевищувати 150 млн.грн.

 
19.09.2018, 15:26,   Сергей

Добрый день!

Вопрос по определению контролируемых операций. Ситуация следующая: доход компании за 2017 год превышает 150 млн. грн., при этом с одним и тем же связанным лицом есть операции по приобретению товаров на 32 млн. грн и выплате процентов по кредиту на 2 млн. грн. Будут ли проценты считаться отдельной контролируемой операцией, которую нужно включить в отчет и документацию или же контролируемыми будут считаться лишь поставки товаров, поскольку их объём совокупно превышает 10 млн. грн.?

Заранее спасибо.

Александр Федоссенко

Операция по приобретению товаров от связанного лица- нерезидента в сумме 32 млн. грн. будет считаться контролируемой и ее нужно включать в отчет о КО.

Операция по выплате процентов сама по себе не является контролируемой, так как выплаты не влияют на объект налогообложения. Операции для целей отражения в отчете о КО принимаются по методу начисления. Следовательно, если в отчетном периоде были операции по начислению процентов, то такие операции попадут под контроль ТЦО и их будет необходимо отражать в отчете о КО, так как суммарно вместе с операцией по реализации товаров они превысят 10 млн. грн.

 
19.09.2018, 15:20,   Елена Вебер

Наше предприятие занимается посреднической деятельностью (агентирование). Учредителем является норвежская компания – крупная мировая корпорация, имеющая отделения по всему миру.
Объем налогооблагаемых операций за 2017г – 18млн грн.
С учредителем есть маркетинговый договор, по которому поступают средства для выполнения агентских услуг (транзитные средства, не попадающие в декл.по прибыли). Финансовый центр компании учредителя расположен в ОАЭ.
Объем средств, полученных по этому договору (из ОАЭ) – 90млн грн.
Есть ли риск, что эти посредническе операции попадут в разряд контролируемых?

Игорь Чуфаров

К сожалению, из формулировки вопроса не совсем понятны основные условия осуществления операций и их взаимосвязь между собой.

Основными критериями для плательщика налога на прибыль для определения контролируемых операций за 2017 год были:

- годовой доход от какой-либо деятельности, определенный по правилам бухгалтерского учета (за вычетом непрямых налогов) - 150 млн.грн.

- объем хозяйственных операций с контрагентом, определенный по правилам бухгалтерского учета (вычетом непрямых налогов) - 10 млн.грн.

Агентский договор по своей сути предусматривает осуществление каких-либо действий по поручению и за счет субъекта, которого представляет агент. Соответственно расходы, понесенные по агентскому договору, являются расходами доверителя, в интересах которого действует агент. Следовательно, в таких операциях под контроль должна попадать только сумма агентского вознаграждения.

В то же время, на практике зачастую агентскими услугами называют операции, которые не являются таковыми в соответствии с заключенными договорами. По этой причине окончательный вывод о порядке отражения в учете таких операций можно сделать на основании анализа условий договоров. В случае необходимости, пожалуйста, обращайтесь к нам по контактам, указанным в ссылке.

 
19.09.2018, 12:10,   Кобзарь Ирина

Органы ДФС в своей ИНК 04.09.2018 р. № 3845/6/99-99-15-02-02-15/ІПК утверждают, что начисление (выплата) дивидендов влияют на объект налогообложения налогом на прибыль ( согласно ст.ПКУ 57.1 1.2 п.57.1 1, 141.4.2 ПКУ), поэтому являются операциями, которые подпадают под определение контролируемых. Соответственно, по мнению ДФС, данные операции (выплата дивидендов) в 2017 году должны быть отражены в отчете о контролируемых операциях.
Просьба высказать свое мнение и рекомендации по данному вопросу, поскольку мы считаем, что начисление (выплата) дивидендов не влияет на объект налогообложения налогом на прибыль предприятия и данные операции (выплата дивидендов) не должны отражаться в отчете о КО за 2017 год.

Александр Федоссенко

Как уже стало широко известно, в соответствии с позицией ДФС операции по начислению (выплате) дивидендов являются контролируемыми. С осторожной точки зрения имеет смысл отражать данные операции в отчете о контролируемых операциях.

Поскольку ДФС в своих письмах не разграничивает операции по выплаты и начислению дивидендов, наиболее консервативным подходом будет отразить в отчете как начисленные в 2017 году дивиденды, так и выплаченные в 2017 году дивиденды, начисленные в более ранних периодах, если они не отражались в отчете в этих периодах. При этом выплаченные дивиденды необходимо показывать в полной сумме – до удержания налога на доходы нерезидентов.

 
19.09.2018, 11:38,   Тетяна

Доброго дня!
Якщо нерезидент має організаційно-правову форму
GmbH& Co.KG (ФРН), чи відповідає така форма переліку №480.
Які документи можуть підтвердити сплату податку за кордоном.
Дякую!

Игорь Чуфаров

Щоб визначити організаційно правову форму нерезидента, необхідно проаналізувати установчі документи такого нерезидента (свідоцтво про реєстрацію, статут, виписку із торгівельного реєстру тощо).

Якщо в назві контрагента відповідно до наданих аутентичних документів присутні всі перелічені скорочення GmbH& Co.KG , то така організаційно-правова форма в переліку не міститься, і відповідно, операція із таким контрагентом не підпадає під контроль. Якщо ж у назві контрагента в дійсності присутнє лише скорочення KG, то можна дійти висновку, що контрагент зареєстрований у формі Kommandit Gesellschaft - командитне партнерство. Така організаційно-правова форма включена до Переліку.

Відповідно до ппп. 39.2.1.1 ПКУ платник податків повинен довести, що його контрагент фактично сплачував податок на прибуток (корпоративний податок)  у звітному році. ДФС рекомендує платникам податків отримувати від контрагента документ, що видається фінансовим (податковим) органом відповідної країни, за формою, затвердженою згідно із законодавством цієї країни. Такий документ повинен бути належним чином легалізований та перекладений відповідно до законодавства України.

Зазначена рекомендація не обмежує платника податків у самостійному виборі способу та форми отримання інформації щодо сплати нерезидентом податку на прибуток (корпоративного податку) у звітному році.

Наприклад, якщо контрагент-нерезидент надасть платнику податків копію декларації з податку на прибуток та банківську виписку про сплату такого податку, то господарські операції платника податків з таким нерезидентом не будуть визнаватись контрольованими, незважаючи на включення такої організаційно-правової форми у Перелік.

Враховуючи наведене, довідка про те, що нерезидент зареєстрований платником податку на прибуток юридичних осіб, за відсутності підтвердження фактичної сплати податку, не є підтверджуючим документом про фактичну сплату податку на прибуток.

 
19.09.2018, 10:55,   Ирина

Добрый день!
Нужно ли подавать отчёт если: годовой оборот по декларации о прибыли 35 млн. грн. + операции с нерезидентом связанным лицом не низконалоговой юрисдикции + оборот с этим контрагентом 17 млн. грн.

Александр Федоссенко

Основными критериями для определения контролируемых операций за 2017 год были:

- годовой доход плательщика налога на прибыль от всех видов деятельности, определенный по правилам бухгалтерского учета (за вычетом непрямых налогов) - 150 млн.грн.

- объем хозяйственных операций с контрагентов, определенный по правилам бухгалтерского учета (вычетом непрямых налогов) - 10 млн.грн.

Если в Вашей ситуации хотя бы один из этих критериев не выполнялся, то операции с контрагентом из низконалоговой юрисдикции, были неконтролируемыми.

 
19.09.2018, 10:54,   Юлия Каплюк

Добрый день! За 2016 год подали отчёт о контролируемых операциях. Годовой оборот по декларации о прибыли был 38 млн. грн. + операции с нерезидентом связанным лицом не низконалоговой юрисдикции + оборот с этим контрагентом 6 млн. грн. Нужно ли было подавать отчёт? И могут ли фискальные органы запросить к нему обоснование, если подавать было не нужно?

Александр Федоссенко

Основными критериями для определения контролируемых операций за 2016 год были:

- годовой доход от всех видов деятельности, определенный по правилам бухгалтерского учета (за вычетом непрямых налогов) - 50 млн.грн.

- объем хозяйственных операций с контрагентов, определенный по правилам бухгалтерского учета (вычетом непрямых налогов) - 5 млн.грн.

Если в Вашей ситуации хотя бы один из этих критериев не выполнялся, то операции с контрагентом из низконалоговой юрисдикции, были неконтролируемыми.

 
19.09.2018, 10:28,   Ірина Зубрицька

Фіскальна служба Польщі у відповідь на запит надала відповідь, що Товариство з обмеженою відповідальністю Акціонерне партнерство з обмеженою відповідальністю "А"
станом на 12.09.2018 р. є зареєстрованим платником податку на прибуток юридичних осіб (CIT corporate income tax).
Остання декларація податкова CIT-8 про розміри отриманого доходу (понесених витрат) за рік 2017 була подана до Податкового органу 29.03.2018 року.
При цьому не зазначено, скільки і чи платився CIT за 2017 рік. Чи можна прийняти цю довідку як підставу для неподання Звіту за 2017 рік по цьому контрагенту.

Игорь Чуфаров

Відповідно до ппп. 39.2.1.1 ПКУ платник податків повинен довести, що його контрагент саме сплачував податок на прибуток (корпоративний податок)  у звітному році. ДФС рекомендує платникам податків отримувати від контрагента документ, що видається фінансовим (податковим) органом відповідної країни, за формою, затвердженою згідно із законодавством цієї країни. Такий документ повинен бути належним чином легалізований та перекладений відповідно до законодавства України.

Зазначена рекомендація не обмежує платника податків у самостійному виборі способу та форми отримання інформації щодо сплати нерезидентом податку на прибуток (корпоративного податку) у звітному році.

Наприклад, якщо контрагент-нерезидент надасть платнику податків копію декларації з податку на прибуток та банківську виписку, про сплату такого податку, то господарські операції платника податків з таким нерезидентом не будуть визнаватись контрольованими, незважаючи на включення такої організаційно-правової форми у Перелік.

Таким чином, довідка про те, що нерезидент зареєстрований платником податку на прибуток юридичних осіб, за відсутності документу про фактичну сплату податку, не є підтверджуючим документом про фактичну сплату податку на прибуток.

 
19.09.2018, 10:24,   Ірина Зубрицька

Позиція ДФС, викладена в листі від 23.06.2016 №11128/6/99-99-15-02-02-15 є наступною: "Отже, з урахуванням положень п.п. 39.2.1.4 п.п. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодексу, у разі відвантаження товарів нерезиденту – непов’язаній особі, розрахунок за який здійснюється на умовах тристороннього договору іншим нерезидентом, зареєстрованим у державі (на території), що включена до переліку держав (територій), чинному на час здійснення такої операції, така операція підпадає під визначення контрольованої за період перебування держави (території) у переліку протягом відповідного звітного (податкового) року, за умови відповідності п.п. 39.2.1.7 п.п. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодексу, ціна за якою з ціллю трансфертного ціноутворення розглядається з урахуванням умов договору поставки і оплати за такий товар, що можуть впливати на об’єкт оподаткування податком на прибуток резидента."
За отримувача товару підприємство Білорусії (15 млн грн.) до 27.07.2017 року (в березні) 6 млн сплатила шотландська LP, після 27.07.2017 року (в жовтні) 9 млн сплатила канадська LP. Якщо притримуватися фіскальної і обережної позиції Звіт подаємо в сумі 9 млн - контрагент канадська LP?

Игорь Чуфаров

Враховуючи ту обставину, що кошти в рахунок оплати поставленого товару в повній сумі надійшли від юридичних осіб із ОПФ, включених до переліку, існує ризик, що операція з поставки товару буде визнана контрольованою також в повному обсязі. Займаючи обережну позицію, є доцільним відображення операції в звіті про контрольовані операції в повній сумі.

Для більш точної відповіді на це питання необхідно детальніше дослідити умови договорів. У разі необхідності, будь ласка, звертайтеся за контактами, що наведені у посиланні.

 
18.09.2018, 18:58,   Алена

коллеги, добрый вечер, подскажите, пожалуйста, в приложении к отчету по ТЦО "Інформація про повязаність осіб" нербходимо отржать данные по состоянию на 31.12.2017 или по состянию на сегдоня? Нарнимер еси у нашего нерезиента, или у нас поменялось в 2018 году название конечного бенефициара или поменялся сам бенефициар? или все же данные отражать по состоянию на 31.12.2017? спасибо

Александр Федоссенко

Информацию в приложении к отчету о КО  "Інформація про повязаність осіб" необходимо отражать за отчетный период, то есть для 2017 года - данные по состоянию на 31.12.2017. Особенно если во всех первичных документах (договорах, актах, уставных документах) в 2017 году указан этот бенефициар.

 
18.09.2018, 17:54,   Ольга

Добрый вечер!
Операции уступки права требования.
Оборудование поставлено резидентом (экспорт) нерезиденту из низконалоговой юрисдикции. Стоимостные критерии ТЦО соблюдены.В последствии, право требования задолженности по договору передано другому нерезиденту. Операцию, с точки зрения, ТЦО рассматриваем в совокупности. Вопрос: как отражать операции в отчете о КО?
Спасибо.

Александр Федоссенко

В описанной выше ситуации контролируемой операцией будет поставка (экспорт) оборудования в пользу нерезидента из низконалоговой юрисдикции, которая должна быть отражена в отчете.

Операцию по переуступке права требования задолженности в этом случае не будет являться контролируемой, так как уже попала под контроль ТЦО на момент отгрузки оборудования. Второй раз одну и ту же операцию не нужно признавать контролируемой и отражать в отчете о контролируемых операциях.

 
18.09.2018, 17:31,   Марина

Добрый день!
-Отражение в отчете по ТЦО операции по уступке права требования:
доходы от продажи актива 7702
расходы от продажи актива 7702
доходы от продажи актива6204
отдельно эти операции или свернуто общей суммой?
- Приложение Ведомости... отчета ТЦО п. 2 факторинг?
п.3 финансовая услуга или банковская? п.4 доходы от продажи актива?

Александр Федоссенко

Данный вопрос требует более детального анализа. В случае необходимости, пожалуйста, обращайтесь к нам по контактам, указанным в ссылке.

 
18.09.2018, 13:59,   Юлія

Доброго дня.
Маємо позику від нерезидента, зареєстрованого в країна НПЮ. Сума нарахованих відсотків не перевищує 10 млн. грн. Проте, так як позика обліковується за справедливою вартістю, в 2017 році були визнані витрати на суму амортизації дисконту - на суму більше 4 млн. грн. Разом із нарахованими відсотками це близько 12 млн. Чи операції з таким нерезидентом-позикодавцем є контрольованими у 2017 році?

Игорь Чуфаров

Згідно ппп.39.2.1.4 ПКУ господарською операцією з контрагентом для
цілей трансфертного ціноутворення є всі види операцій, договорів або
домовленостей, документально підтверджених або непідтверджених, що можуть впливати на об'єкт оподаткування податком на прибуток
підприємств платника податків, зокрема, але не виключно: операції з
товарами, такими як сировина, готова продукція тощо; операції з
придбання (продажу) послуг; операції з нематеріальними активами,
такими як роялті, ліцензії, плата за використання патентів, товарних
знаків, ноу-хау тощо, а також з будь-якими іншими об'єктами
інтелектуальної власності; фінансові операції, включаючи лізинг,
участь в інвестиціях, кредитах, комісії за гарантію тощо; операції з
купівлі чи продажу корпоративних прав, акцій або інших інвестицій,
купівлі чи продажу довгострокових матеріальних і нематеріальних
активів.

Визнані витрати на суму амортизації дисконту не є операцією платника
податків з контрагентом, тому не мають підпадати під контроль ТЦУ та
відображатись у Звіті про КО за 2017 рік.

Проте звертаємо Вашу увагу, що амортизація дисконту за своєю суттю є відображенням позики на ринкових умовах, а з 2018 року обсяг
контрольованих операцій з окремим контрагентом має визначитись
відповідно до принципу «витягнутої роки». Тому існує ризик, що при
наявності такої амортизації дисконту в 2018 році, розмір такої
амортизації може бути врахований податковими органами при визначені обсягу контрольованих операцій з таким контрагентом.

Дякуємо за Ваші запитання та участь у конференції!

 
18.09.2018, 13:40,   Алла

Необходимо ли в отчете за 2017 год отражать операции по выплате дивидендов? Если да, то как отражать в отчете - по начислению дивидендов или по выплате?

 
18.09.2018, 12:46,   Юлія

У 2017 році товариство здійснювало експорт на користь покупця – резидента ОАЕ, непов'язаної особи. Організаційно правова форма покупця – міжнародна компанія (саме така форма вказана у реєстраційному документі, Rak Free Trade Zone).
При цьому до 27.07.2017 року (до дати набуття чинності переліку ОПФ), здійснено експорт товарів та визнано дохід підприємства на загальну суму більше 10 млн. грн.
З 27.07.2017 характер взаємовідносин був наступний:
- Оплата за раніше поставлений товар,
- Оплата нерезидентом штрафу (пені) за несвоєчасно здійснену оплату за відвантажений товар (товариством визнано дохід на дату фактичного одержання коштів на розрахунковий рахунок)
- Відшкодовано нерезидентом вартість втраченого товару при навантаженні на транспортний засіб (як це передбачено умовами договору).
Покупець не є пов’язаною особою товариства.
Річний дохід нашого товариства за 2017 рік перевищує 150 млн. грн.
Договір про зміну сторони контракту виконаний в 2017 році, розрахунки проведені в 2017 році.

Питання.
Чи є контрольованими операції із вказаним контрагентом?
Як у додатку до звіту про КО правильно відобразити отриманий від нерезидента штраф та відшкодування за втрачений товар і яким чином (яким методом) обгрунтовувати ціну? Як вірно заповнити колонки таблиці Відомості про контрольовані операції – код типу предмету операції, код сторони операції, код операції тощо?

Александр Федоссенко

Доброго дня, Юліє! Радий вітати Вас та інших учасників конференції! Сподіваюся, що наші відповіді будуть корисними.    

Із врахуванням  п. 41 підрозділу 10 "Інші перехідні положення" Розділу ХХ "Перехідні положення" Кодексу господарські операції, визначені п.п. "г" п.п. 39.2.1.1 Кодексу, визнаються контрольованими з дати набрання чинності Переліком з 27 липня 2017 року. Водночас умови, визначені п.п. 39.2.1.7 Кодексу (річний дохід платника податків та обсяг господарських операцій з кожним контрагентом), розраховуються для 2017 року за підсумками всього звітного (календарного) року.

Тобто контрольованими операціями будуть вважатись операції з контрагентом із ОАЕ здійснені після 27 липня 2017 року та які мали вплив на базу оподаткування податком на прибуток, а саме:

- Оплата нерезидентом штрафу (пені) за несвоєчасно здійснену оплату за відвантажений товар (товариством визнано дохід на дату фактичного одержання коштів на розрахунковий рахунок);

- Відшкодовано нерезидентом вартість втраченого товару при навантаженні на транспортний засіб (як це передбачено умовами договору).

Для цілей звіту про КО необхідно вказати реквізити договору, згідно якого були отримані штраф та відшкодування.  

Для надання коментарів щодо вибору найбільш доцільного методу встановлення відповідності умов здійснення зазначених вище контрольованих операцій принципу "витягнутої руки", необхідно більше інформації щодо умов договорів, функціонального профілю сторін та інформації щодо фактичного вчинення таких операцій.

У разі необхідності отримання більш розгорнутої відповіді, будь ласка, звертайтеся за контактами, що наведені у посиланні.

 
18.09.2018, 12:26,   Елена

Не коммерческое (не постоянное представительство с точки зрения м/н законодательства) представительство за 2017 год получило из головного офиса финансирование в объеме около 28 млн. грн. - должны ли подавать отчет по контролируемым операциям?

Игорь Чуфаров

Представительство нерезидента, которое является плательщиком налога на прибыль в Украине, должно подавать отчет о КО, осуществленных со своим главным офисом, начиная с 2018 года, если объем таких операций превысил 10 млн.грн. за отчетный период.

 

Если некоммерческое представительство не зарегистрировано плательщиком налога на прибыль, не подает декларацию по налогу на прибыль, и не уплачивает налог, то сумма полученного финансирования не попадает под контроль по ТЦО и не подлежит отражению в отчете о КО. 

 
14.09.2018, 18:24,   Андрей Петренко

Добрый день!

Многократно встречал позицию, что для обоснования ценообразования в контролруемых операциях можно использовать фактически любые источники информации. При этом ГФС будет обязана использовать те же источники, что и налогоплательщик. Но все же хотелось бы уточнить, не изменилась ли на данный момент ситуация.

Действительно ли ГФС не имеет права использовать иные источники информации о ценах, нежели налогоплательщик?

Игорь Чуфаров

Добрый день, уважаемые участники! Рад приветствовать вас на нашей конференции и надеюсь, что наши ответы будут вам полезны.

Что же касается  вопроса, то в соответствии с ппп.39.5.3.1 НКУ установлен перечень источников информации, который налогоплательщик и контролирующий орган используют источники информации, содержащие сведения, позволяющие сопоставить коммерческие и финансовые условия контролируемых операций принципу "вытянутой руки", в частности:

а) информацию про сопоставимые неконтролируемые операции налогоплательщика, а также информацию про сопоставимые неконтролируемые операции его контрагента - стороны контролируемой сделки с несвязанными лицами;

б) любые информационные источники, содержащие открытую информацию и предоставляют информацию о сопоставимые операции и лиц;

в) другие источники информации, из которых информация получена налогоплательщиком с соблюдением требований законодательства и предоставляющих информацию о сопоставимые операции и лиц, при условии что налогоплательщик предоставит такую ​​информацию контролирующему органу;

г) информацию, полученную контролирующим органом в рамках заключенных Украиной международных соглашений.

Согласно ппп.39.5.3.1 НКУ контролирующий орган должен использовать те же источники, которые указаны в ппп.39.5.3.1 НКУ, если не доказано, что другие источники информации дают возможность получить больший уровень сопоставимости условий операций. Однако контролирующий орган не имеет права использовать информацию, которая не является общедоступной (доступ к которой есть только у контролирующего органа).

Следовательно, контролирующий орган может использовать другие источники информации, нежели плательщик, если такие источники дают возможность получить больший уровень сопоставимости условий операций. Но такая информация должна быть общедоступной.

© Інформаційне агентство "ЛІГА:ЗАКОН", 2010–2018.
© ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2007–2018.
© ТОВ "Інформаційно-аналітичний центр "ЛІГА", 1991–2018.
Все права на материалы, размещенные на  ligazakon.ua, охраняются в соответствии с законодательством Украины. Разрешается републикация новостей ligazakon.ua в полнотекстовом виде и цитирование интервью, Интернет-конференций, авторских, аналитических статей в объеме не более 500 знаков для производства одного информационного материала. При этом обязательной является ссылка на "ЛІГА:ЗАКОН" как источник информации, а для Интернет-ресурсов – ещё и прямая гиперссылка на текст материала, не закрытая от индексации поисковыми системами. Гиперссылка должна быть размещена в первом или втором абзаце материала. Подробнее правила републикации
Для иллюстрирования материалов и создания рекламных макетов используются фотоизображения и иллюстрации Thinkstock
bigmir)net