Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Главный правовой портал Украины
 
ВХОД НА ПОРТАЛ
РЕГИСТРАЦИЯ
МЫ В:
18 сентября 2015     
Всего вопросов: 22

Реалии украинского судопроизводства

Несмотря на многочисленные жалобы юристов на низкое качество и предвзятость украинского правосудия, судебная практика долгие годы остается наиболее важной и востребованной сферой правовой помощи населению и предпринимательству. В надежде на положительные изменения от грядущей судебной реформы и с целью поиска новых правовых решений предлагаем к обсуждению такие насущные вопросы украинского судопроизводства:


- Проблематика ставок нового судебного сбора; 

- Особенности ведения хозяйственного процесса в Украине: оптимизация как залог успеха; 

- Институт обеспечения иска: сможет ли судебная реформа вернуть первоначальную функцию?; 

- Злоупотребления процессуальными правами; 

- Как снизить процент обжалования судебных решений?; 

- Готов ли рынок к гармонизации судебной практики в Украине.


Свои ответы и правовые рекомендации нашим читателям предоставят эксперты Юридической компании Trusted Advisors

На вопросы отвечали:

Владислав Резников, партнер, глава судебной практики Trusted Advisors, адвокат

Дмитрий Абраменко, советник Trusted Advisors

Александр Архипов, старший юрист Trusted Advisors

 
 
16.09.2015, 11:00,   Судья

Назовите, пожалуйста, одну, основную проблему украинского судопроизводства.

Владислав Резников

По нашему мнению, одной из основных проблем украинского судопроизводства является неисполнение судебных решений, поскольку в соответствии с статистическими данными, более 40% судебных решений не исполняются.

Надеемся, что вследствие реформирования судебной системы и системы исполнения судебных решений к гражданам вернётся не только доверие к судебной ветви власти, но и вера в то, что при получении позитивного решения они получат и позитивный результат от него.

 
16.09.2015, 10:32,   Вареник

Подписал ли кто-то из вас какую-то из петиций по уменьшению ставок судебного сбора?

Александр Архипов

Считаем, что повышение ставок судебного сбора является хоть и непопулярным, но необходимым шагом для решения проблемы загруженности и финансирования судебной системы.
Кроме того, в предложенных изменениях не усматривается экономического обоснования необходимости уменьшения либо установления тех или иных ставок судебного сбора.

 
11.09.2015, 11:00,   Ванга

Какой в идеале Вы видите роль Верховного Суда в Украине?

Александр Архипов

Считаем, что основной фикцией Верховного суда Украины, как высшего судебного органа в системе судов общей юрисдикции, должно быть обеспечение единообразного применения норм права судами разных специализаций.

Однако, действующее законодательство, которое определяет принципы деятельности Верховного Суда, не предусматривает достаточно эффективных механизмов и инструментов, с помощью которых он мог бы осуществлять свои функции.

Роль и место Верховного Суда Украины в системе судов общей юрисдикции требует, чтобы у него были действенные инструменты, с помощью которых можно было бы оперативно и эффективно влиять на правоприменительную деятельность судов с целью обеспечения одинакового применения ими законодательства.

 
14.09.2015, 09:16,   Гражданин

Я хочу подать иск о защите чести, достоинства и деловой репутации. Какой процент выигрышных дел в этой сфере? Есть ли у меня какие-то шансы или лучше не тратить лишние деньги на суд?

Дмитрий Абраменко

Судебная практика рассмотрения указанной категории дел неоднозначна и свидетельствует о том, что перспективы получения позитивного результата от обращения в суд с указанным иском напрямую зависит от конкретных обстоятельств дела и доказательств, которые их подтверждают.

В связи с тем, что мы такими обстоятельствами не владеем, рекомендуем Вам ознакомиться с постановлением Верховного суда Украины №1 от 27.02.2009 года «О судебной практике в делах о защите чести, достоинства физического лица и деловой репутации физического и юридического лица» и оценить вашу правовую позицию и перспективы с учетом изложенных в нем рекомендаций.

 
15.09.2015, 15:33,   Женя

Поддерживаете ли вы инициативу Порошенко относительно отмены залога для коррупционеров?

Владислав Резников

Мы скорее поддерживаем альтернативный законопроект об увеличении максимальных сумм залога, поскольку считаем, что основной проблемой неэффективности данной меры пресечения, в том числе в отношении коррупционных преступлений, является несопоставимость и отсутствие соразмерности между устанавливаемыми судом сумами залога и предполагаемым ущербом, нанесенным государству тем или иным лицом.

 
09.09.2015, 11:00,   бизнесмен2011

Возможно, Вы не согласитесь, но я считаю, что обращение в хозяйственный суд при возникновении конфликта между бизнес-партнерами – крайняя мера. Всегда лучше решить вопрос без суда. Но каким способом это лучше сделать? Что Вы думаете о бизнес-медиации, занимаетесь ли таким?

Дмитрий Абраменко

Необходимо отметить, что на сегодняшний день процесс досудебного урегулирования спора в Украине, в том числе медиация, слабо регламентирован и пока украинские физические и юридические лица с опаской относятся к возможности обратиться к нейтральному посреднику за решением конфликтной ситуации, хотя опыт западных стран свидетельствует о том, что данная процедура очень эффективна.

Мы не предоставляем услуг бизнес-медиации в ее классическом понимании, но мы всегда рекомендуем нашим клиентам рассмотреть возможность мирного урегулирования спора и всегда готовы принять участие в поиске компромиссного решения, которое устроило бы обе стороны как до, так и во время рассмотрения спора в судебном порядке.

 
13.09.2015, 11:19,   Кирилл

Уважаемые эксперты, как Вы относитесь к институту медиации? сможет ли медиация послужить выгодной заменой судебному разрешению спора в связи с повышением судебного сбора?

Владислав Резников

1.Прежде всего необходимо обратить внимание на то, что в таких развитых странах как США, Великобритания и Германия институт медиации уже давно закреплен на законодательном уровне. Система права этих стран направлена на досудебное урегулирование споров путем привлечения нейтрального посредника, при этом в некоторых случаях это является обязательной процедурой и обойти ее не предоставляется возможным.

2.Предполагаем, что существование института медиации значительно уменьшает нагрузку на судебные органы, но это не является главным преимуществом, так как основное призвание медиации - обеспечить возможность для обеих сторон спора прийти к позитивному результату, когда обе стороны конфликта оказываются в выигрыше, чего тяжело добиться при обращении за решением конфликта в суд.

Следует также отметить, что важным условием существования института медиации является наличие специалистов-медиаторов, которые, в первую очередь, обладают огромным авторитетом у обеих сторон конфликта, а также готовность сторон избрать данный способ разрешения спора.

 
07.09.2015, 17:09,   Капитан

Изменениями в Конституцию в части правосудия предусмотрено внедрение судебного контроля за исполнением решений. По вашему мнению, будет ли этот механизм действенным? Как он может быть реализован?

Александр Архипов

Внедрение института судебного контроля за выполнением решений обеспечит полноценную реализацию права на справедливый суд, поскольку выполнение судебного решения является неотъемлемым элементом права на судебную защиту, предусмотренного статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Как мы полагаем, реализация данного механизма будет осуществлена в следствии реформирования системы исполнения судебных решений и решений других органов.

На сегодняшний день Президентом Украины внесены Законопроекты "Об исполнительном производстве" и "Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов", которые предусматривают внедрение комбинированной системы исполнения решений, модернизацию службы государственных исполнителей и введение института частных исполнителей, что является новеллой в украинском законодательстве.

Качественно новые процедурные механизмы выполнения решений реализовано в проекте закона "Об исполнительном производстве", который предусматривает формирование открытого реестра должников, вводит автоматизацию процедур выполнения решений путем электронной регистрации документов, полного фиксирования процессуальных решений и исполнительных действий в автоматизированной системе, оптимизирует сроки проведения исполнительных действий, усиливает ответственность должника в исполнительном производстве, повышает размеры штрафов, определяет перечень вопросов, которые не могут быть переданы частным исполнителям.

 
07.09.2015, 12:54,   Петя

Что скажете о грядущих изменениях в Конституцию в части правосудия?

Дмитрий Абраменко

Внесение изменений в Конституцию Украины в части правосудия и сама судебная реформа является необходимым шагом в вопросе повышения доверия к судебной ветви власти, приведения ее к в соответствие с мировыми стандартами, а также выполнения ее основной функции – защиты и восстановления прав и законных интересов физических и юридический лиц.

В предложенных изменениях четко просматривается цель максимального исключения возможности оказания определенного давления либо влияния на судей, о чем свидетельствует изменение порядка назначения и увольнения судей, повышение квалификационных требований к ним, внесение изменений в порядок задержания судей и осуществление в отношении них досудебного расследования, а также создание специализированного органа по указанным вопросам - Высшего совета правосудия.

 
14.09.2015, 11:36,   Студент

С какими проблемами вы сталкивались в сфере исполнения иностранных арбитражных решений? Как боролись с трудностями?

Владислав Резников

Считаем, что процедура признания и приведения в исполнение иностранных арбитражных решений достаточно регламентирована и особых трудностей при ее прохождении не возникает.

Так, данная процедура предусматривает лишь необходимость предоставления заявителем необходимого перечня документов и установление судом таких основных обстоятельств как соблюдение сроков предъявления решения к исполнению, арбитрабельность спора, вступление решения в законную силу, надлежащее уведомление ответчика.

Вместе с тем, при подаче ходатайства о признании и приведении в исполнение иностранного арбитражного решения возникает ряд процессуальных трудностей, связанных с установлением международных соглашений, которые регулируют порядок приведения к исполнению иностранного решения, необходимостью надлежащего оформления, заверения и перевода прилагаемых к заявлению документов, уведомления ответчика, если решение предъявляется к исполнению не на территории государства, резидентом которого он является, что в свою очередь влечет неоправданное затягивание рассмотрения указанного ходатайства, а порой и отказ в его удовлетворении.

Следует также отметить случаи отказа в признании и приведении в исполнение иностранного решения с мотивов противоречия указанного решения публичному порядку и интересам государства, при котором суд вдается к переоценке установленных иностранным судом обстоятельств и вникает в суть спора, что прямо запрещено, как процессуальным законом, так и международными соглашениями.

 
10.09.2015, 14:55,   ЧП

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, если я не согласен з претензиями и требованиями АМКУ, могу ли я обжаловать их в суде, есть ли шанс выиграть?

Александр Архипов

В соответствии со ст. 60 ЗУ "О защите экономической конкуренции" решение (распоряжение) органов Антимонопольного комитета Украины, в том числе, по поводу наложения штрафов и пени на субъектов хозяйствования, могут быть обжалованы полностью или частично в соответствующий хозяйственный суд и подлежат рассмотрению в соответствии с правилами ХПК Украина.

Обращаем ваше внимание на то обстоятельство, что заявление об обжаловании решения органа АМКУ должно быть подано в двухмесячный срок со дня получения соответствующего решения. Предусмотренные ЗУ "О защите экономической конкуренции" сроки обжалования решений органа АМКУ не могут быть восстановлены, в том числе в порядке ст. 53 ХПК Украины.

Отдельно следует отметить, что по заявлению лиц, участвовавших в антимонопольном производстве, или по собственной инициативе АМКУ может проверить решение территориальных отделений, государственного уполномоченного или административной коллегии АМКУ в административном порядке. Указанное заявление также должно быть подано в двухмесячный срок, который не подлежит восстановлению при любых обстоятельствах. Кроме того, органы АМКУ наделены правом пересмотра соответствующего решения в случае, например, выяснение вновь открывшихся обстоятельств, принятия решения на основании недостоверной информации или на основании обстоятельств, которые уже не существуют.

К сожалению, мы не располагаем достаточной информацией для того чтобы даже приблизительно оценить ваши шансы на получение положительного решения суда, однако, для оценки ваших перспектив рекомендуем проверить соблюдение органом АМКУ положений Законов Украины «Об Антимонопольном комитете Украины», «О защите от недобросовестной конкуренции», «О защите экономической конкуренции».

Обращаем внимание на то обстоятельство, что нарушение органом АМКУ процедурных правил является основанием для признания соответствующего решения недействительным только в случае, если такое нарушение привело к принятию неправильного решения по существу рассматриваемого дела.

Следует также отметить, что признание хозяйственным судом полностью или частично недействительным решения АМКУ не является препятствием для проведения новой проверки соблюдения требований законодательства о защите экономической конкуренции.

Для более подробной информации о порядке и перспективах обжалования решений органов АМКУ рекомендуем ознакомиться с Постановлением Пленума ВХСУ № 15 от 26.12.2011 г. «О некоторых вопросах практики применения конкурентного законодательства».

 
11.09.2015, 15:48,   Валерий

Здравствуйте, уважаемые юристы, поделитесь, пожалуйста, вашим опытом насчет обеспечения иска в хозсуде. Ведь выиграть дело намного проще, чем потом добиться исполнения решения, поэтому важно обеспечить иск, но это теория, а как на практике? Как лучше и когда подать ходатайство об обеспечении иска? Как часто случается, что определение об обеспечении иска может быть обжаловано? Есть ли какие-то секреты для правильного обеспечения иска. Спасибо за ответы.

Дмитрий Абраменко

Институт обеспечения иска часто применяется в хозяйственном процессе и является действительно действующим механизмом и гарантией фактического исполнения законных требований истца. Обеспечение иска может применяться как по основному, так и по встречному иску на любой стадии процесса, включая пересмотр дела в апелляционном или в кассационном порядке, а также при пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Наиболее целесообразно, с нашей точки зрения, ходатайствовать об обеспечения иска на стадии обращения в суд, если для этого есть соответствующие основания.

На практике, для применения обеспечительных мер, суд должен установить наличие обстоятельств подтверждающих, что имущество, которое имеется у ответчика на момент предъявления к нему иска, может исчезнуть, уменьшиться по количеству или ухудшиться по качеству на момент исполнения решения. О таких обстоятельствах может свидетельствовать совершение ответчиком действий, направленных на уклонение от исполнения обязательства до предъявления требования или подачи иска (реализация имущества или подготовительные действия к его реализации, расходование средств не для осуществления расчетов с истцом, заключение договоров поручительства или залога при наличии невыполненного спорного обязательства). При этом, одна лишь ссылка на потенциальную возможность уклонения ответчика от исполнения судебного решения без указания соответствующего обоснования не является достаточным основанием для обеспечения иска.

 Помимо обоснованности, обеспечительные меры должны быть сопоставимыми и соразмерными заявленным требованиям, не должны нарушать прав и интересов третьих лиц, а также приводить к полному блокированию хозяйственной деятельности истца. 

О применении обеспечительных мер провозглашается определение, которое может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке отдельно от решения по сути спора. Именно несоблюдение указанных выше требований при применении обеспечительных мер, является основанием для их отмены. Следует отметить, что кодексом также предусмотрена возможность подачи ходатайства об отмене обеспечительных мер, если по какой-либо причине основания для их применения отпали. Отказ в применении обеспечительных мер либо удовлетворении ходатайства об их отмене обжалованию отдельно от решения по сути спора не подлежит. 

Для более подробного изучения данного механизма рекомендуем ознакомится с Постановлением Пленума ВХСУ № 16 от 26.12.2011 г.

 
11.09.2015, 08:59,   anna-student

Добрый день. Есть ли у вас статистика относительно споров предприятий с госорганами, на чью сторону чаще становится суд? И почему именно так? Буду благодарна за комментарий от вас как от практикующих в судах юристов, спасибо.

Дмитрий Абраменко

Статистики как таковой нет, но исходя их практики отмечаем, что административные суды идут скорее на встречу государственным органам, чем физическим и юридическим лицам, если спор касается наполнения государственного бюджета.

Что же касается споров связанных с обжалованием действий или бездействий субъекта властных полномочий, ситуация выглядит иначе, поскольку государственные органы (исполнительная служба, государственные регистраторы, фискальные органы и т.д.) в связи с большой загрузкой, пережитками бюрократической системы и противоречивостью законодательной базы делают слишком много ошибок при принятии тех или иных решений, вследствие чего они признаются незаконными и отменяются.

Следует так же отметить, что с принятием изменений в Закон Украины «О судебном сборе» государственные органы будут также обязаны платить судебный сбор, что значительно упростит работу самих судов, так как уменьшится поток зачастую необоснованных заявлений, апелляционных и кассационных жалоб.

 
10.09.2015, 22:12,   Грущу

У меня также вопрос по судебному сбору. Думаю, вам известно, что в п. 8 ч. 2 ст. 129 Конституции Украины среди принципов судопроизводства указан ппринцип обеспечения апелляционного и кассационного обжалования решений судов. Как согласуется с этой нормой повышение ставок судебного сбора? Ведь теперь малоимущие (например, пенсионеры) останутся "за бортом", или для них есть какие-то льготы? И как быть с ЕСПЧ?

Александр Архипов

К сожалению, политическая и экономическая ситуация в стране повлияла на рост цен на практические все категории товаров и услуг, и судебный сбор не является исключением.

Поскольку проблема финансирования судов существовала и до указанных событий, мы считаем повышение ставок судебного сбора оправданным в сложившейся ситуации, и надеемся на то, что данные изменения принесут пользу и повысят качество и уровень судебной системы в нашей стране.

Что касается повышения ставок, то следует отметить, что они лишь частично коснулись социально незащищенных верст населения и направлены в основном на хозяйственный сектор.

Кроме того, согласно положениям Закона о судебном сборе, истцы по делам о взыскании заработной платы и восстановлении на работе, о взыскании алиментов, о возмещении материального ущерба, причиненного в результате совершения уголовного преступления, инвалиды Великой Отечественной войны, I и II групп, граждане, отнесенные к 1 и 2 категориям пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы и т.д. как и ранее освобождаются от уплаты судебного сбора.  А также процессуальными законами предусмотрены льготы, рассрочка, отсрочка, уменьшение и освобождение от уплаты судебного сбора при наличии определенных обстоятельств.

 
10.09.2015, 18:52,   JJking

В связи с повышением ставок судебного сбора за подачу хозисков можно ли прогнозировать, что количество дел в судах уменьшится? И о чем это будет говорить - о том, что бизнес пытается договориться внесудебными методами (что, в принципе, неплохо), или же о тому, что он просто останется незащищенным из-за финансовой несостоятельности отстаивать свои права?

Александр Архипов

Мы прогнозируем снижение нагрузки на судебные органы в связи с уменьшением количества заведомо безосновательных заявлений, апелляционных и кассационных жалоб.

Что же касается разрешения споров во внесудебном порядке, по нашему мнению, институт медиации, в том числе в хозяйственных правоотношениях, еще недостаточно развит в нашей правовой системе.

Зачастую, тот или иной спор между хозяйствующими субъектами заканчивается переговорами и компромиссным решением уже после судебных тяжб или непосредственно в процессе разрешения спора.

Полагаем, что повышение ставок приведет к более взвешенному отношению сторон к своей правовой позиции и будет весомым аргументом для мирного урегулирования спора, в том числе развития института медиации.

 
09.09.2015, 10:46,   Ирина

Многократные подачи апелляционных жалоб на определение об открытии производства по делу с несоблюдением правил подсудности часто приводят к тому, что судебные процессы длятся годами, хотя суд первой инстанции даже не в состоянии приступить к началу рассмотрения дела. Есть ли какой-то выход из ситуации?

Владислав Резников

Вынуждены констатировать, что украинское процессуальное законодательство достаточно лояльно относиться к всякого рода злоупотреблениям процессуальными правами, что позволяет недобросовестным ответчикам выбирать тактику затягивания рассмотрения спора как эффективный способ защиты. При этом истец фактически лишен права как-либо повлиять на указанные действия.

Выход из данной ситуации – законодательное урегулирование и закрепление понятия злоупотребления процессуальными правами, ведение механизмов противодействия недобросовестному поведению в процессе, которые будут наделять суды соответствующими полномочиями, а сторон - правами.

Что же касается непосредственно обжалования определения об открытии производства по делу с несоблюдением правил подсудности, с учетом статистики результатов пересмотра данных определений, считаем целесообразным исключить возможность обжалования данного процессуального действия отдельно от решения по сути спора, как это предусмотрено хозяйственным процессом.

Кроме того, эффективным механизмом борьбы с злоупотреблением процессуальными правами является наделение местных и апелляционных судов полномочиями отказать в оправке дела в суд высшей инстанции при повторной подаче той или иной жалобы на решение или определение, которое уже пересматривалось в апелляционном или кассационном порядке, предусмотреть возможность отправки только копий необходимых материалов дела для возможности продолжения рассмотрения дела по сути, урегулировать соблюдение судами сроков рассмотрения спора, закрепить дополнительные меры ответственности за недобросовестное поведение в процессе.

 
07.09.2015, 17:37,   Кривой Рог

Вопрос Владиславу. Скажите, как доказать необоснованность действий истца при подаче им заявления об оставлении дела без рассмотрения для взыскания компенсации расходов ответчика.

Владислав Резников

В отличие от хозяйственного, гражданским и административным процессом предусмотрена возможность подачи истцом ходатайства об оставлении заявления без рассмотрения.
В связи с этим, считаем, что для компенсации расходов ответчика следует доказать не отсутствие обоснованности действий истца при подаче такого заявления, а сам факт наличия расходов ответчиком и их причинно-следственной связи с действиями истца. Хотя кодексами прямо не предусмотрено обязанности истца покрыть затраты ответчика в данном случае, считаем, что они могут быть компенсированы по аналогии с ч.4 ст. 88 ГПК Украины и ч. 5 ст. 94 КАС Украины.
Поскольку производство заканчивается по заявлению истца, судебные издержки ответчика могут быть также компенсированы по аналогии со ст. 89 ГПК Украины и ст. 95 КАС Украины.
Следует также отметить, что при подаче и удовлетворении ходатайства истца об оставлении заявления без рассмотрения, сума уплаченного судебного сбора не подлежит возвращению (п. 4 ч. 1 ст. 7 ЗУ "О судебном сборе").

 
07.09.2015, 17:24,   Александра

Как Вы относитесь к монополии адвокатов на представительство в суде?

Дмитрий Абраменко

Мы положительно относимся к любым изменениям, которые направлены на повышение качества и уровня судебного процесса. Вместе с тем, считаем, что введение таких мер следует первоначально ограничить по категориям дел и процессуальным действиям. Например, на первом этапе сделать обязательным привлечение адвоката в хозяйственном процессе при подаче кассационной жалобы, что даст возможность проверить нововведения на практике, с учетом которой будут определяться и реализовываться дальнейшие изменения в этом направлении.

 
09.09.2015, 08:45,   СС

Уважаемые эксперты, как известно, одним из механизмов единства судебной практики является преюдициальный запрос. Возможно и нужно ли внедрить такое в Украине?

Владислав Резников

Преюдициальный запрос способствует формированию согласованной судебной практики, своевременному выявлению и исправлению судебных ошибок, без неоправданного пересмотра решений. Свидетельством необходимости внедрения данного института является количество пересмотренных или отправленных на новое рассмотрение дел в связи с неправильным применением тех или иных норм материального права. Кроме того, стороны процесса все чаще ссылаются на решения, выводы и практику вышестоящих судебных органов, которая порой противоречива. В таких случаях, считаем целесообразным внедрение и реализацию механизма преюдициального запроса с учетом практики европейских стран и особенностей нашей правовой и судебной системы.

 
08.09.2015, 23:06,   АНтон

Какие сейчас расценки на взятки в хозсудах, чаще или реже при новой власти вы занимаетесь договорняком при решении дел?

Александр Архипов

Мы не располагаем данной информацией и надеемся, что в результате реформ, которые проводятся в судебной системе, коррупционная составляющая будет максимально исключена из судебной практики и государства в целом.

 
07.09.2015, 15:18,   Адвокат будущий

Согласны ли Вы с мнением, что правовые позиции ВСУ должны быть обязательными?

Владислав Резников

Несомненно, судебная практика и одинаковое применение норм материального и процессуального права является столпом судебной системы, а вопрос приведения её к согласованию неоднократно поднимается при обсуждении судебной реформы, а также упоминается в решениях Европейского суда по правам человека при установлении нарушения Украиной принципа правовой определенности, отсутствия предсказуемости и разумных ожиданий от судебных решений. Вместе с тем, считаем, что каждое дело является индивидуальным, в связи с чем суд может в каждом конкретном случае аргументированно отступить от правой позиции Верховного суда Украины либо иной вышестоящей инстанции с учетом обстоятельств и особенностей дела.

 
07.09.2015, 10:24,   Каролина

Подскажите пож-ста, есть ли сейчас какие то простые рекоммендации либо интересные лазейки, которые помогут сэкономить на уплате судебного сбора после его повышения?

Александр Архипов

Изменения в закон о судебном сборе коснулись в основном самих ставок судебного сбора, а не порядка и необходимых случаев его уплаты. Судебный сбор является одним из ключевых оснований для принятия того или иного процессуального документа и как являлся обязательным, так и остаётся таковым после внесенных изменений. В связи с этим, помимо общих оснований, при которых лицо может быть освобождено от уплаты судебного сбора либо его уплата может быть рассрочена или отсрочена на определенное время, посоветовать способ обойти уплату судебного сбора, к сожалению, мы не можем. Рекомендуем всегда: (1) рассматривать возможность решения спора в не судебном порядке, либо, если это не представляется возможным, (2) тщательно взвешивать свою правовую позицию принимая решение подать то или иное заявление, жалобу, что и является, по нашему мнению, одной из основных целей повышения ставок судебного сбора. Также, рекомендуем ознакомится с новыми ставками судебного сбора в нашем инфографике http://trustedadvisors.com.ua/blog/submission-court-changes/.

© Інформаційне агентство "ЛІГА:ЗАКОН", 2010–2015.
© ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2007–2015.
© ТОВ "Інформаційно-аналітичний центр "ЛІГА", 1991–2015.
Все права на материалы, размещенные на www.ligazakon.ua, охраняются в соответствии с законодательством Украины. Цитирование и использование любых материалов, размещенных на сайте www.ligazakon.ua, возможно только с письменного разрешения ООО «ЛИГА ЗАКОН», при этом гиперссылка (hyperlink) на www.ligazakon.ua обязательна.
Для иллюстрирования материалов и создания рекламных макетов используются фотоизображения и иллюстрации Thinkstock
bigmir)net