Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Главный правовой портал Украины
 
ВХОД НА ПОРТАЛ
РЕГИСТРАЦИЯ
МЫ В:
10 апреля 2014     
Всего вопросов: 11

Возвратная финансовая помощь: долг платежом красен

Компания "ЛІГА ЗАКОН" 10 апреля 2014 года с 11.00 до 13.00 проведет онлайн-конференцию на тему "Возвратная финансовая помощь: долг платежом красен". В ходе конференции вы сможете получить ответы на свои вопросы, касающиеся отражения в налоговом учете и отчетности сумм возвратной финансовой отчетности из разных источников: от плательщиков налога на прибыль на общих основаниях, неплательщиков или нестандартных плательщиков налога на прибыль, учредителей, нерезидентов.

На вопросы отвечали:

Юрий Цыганок, Руководитель бухгалтерского направления компании "ЛIГА:ЗАКОН"

 
 
08.04.2014, 14:17,   Елена

Договор о возвратной финпомощи, заключен между предприятиями - плательщиками налога на прибыль. Сумма возвратной финпомощи, не возвращенной на конец отчетного периода, не включена в доход получателя, начислены условные проценты и отнесены к прочим налоговым доходам как безвозвратная помощь по пп.14.1.257. Получатель финпомощи находится в стадии реорганизации путем присоединения к предприятию-заемодателю и не планирует ее погашение по договору. В свою очередь заемодатель не будет требовать возврата по договору, а как правоприемник всех задолженностей присоединит ее к своему балансу, в результате чего задолженность будет аннулирована. Будет ли такая задолженность признана налоговыми доходами заемщика как безвозвратная финпомощь или безнадежная кредиторская задолженность, в каком периоде? Если же возвратная помощь став безвозвратной будет отражена в налоговых доходах, то возможно ли провести заемщику корректировку условных процентов, ранее начисленных? Прошу Вас привести подробный пример расчета условных процентов. Благодарю.

Юрий Цыганок

Благодарю Вас, Елена, за интересный вопрос! Вы абсолютно правильно поступили с суммой возвратной финансовой помощи от плательщика налога на прибыль, не возвращенной на конец отчетного периода – начислили на нее условные проценты и включили их в состав дохода.

Второй вопрос – можно ли считать погашением возвратной финансовой помощи реорганизацию путем поглощения заемщиком предприятия-заимодателя?

Налоговый кодекс не ограничивает заемщика в способах выполнения обязательств по договору займа. И, тем более, его не ограничивает Гражданский кодекс Украины (далее – ГКУ).

При этом, согласно ст. 606 ГКУ Украины, обязательство прекращается в случае объединения должника и кредитора в одном лице. Налоговые обязательства такой операции должны быть аналогичны прекращению обязательств путем взаимозачета (ст. 601 ГКУ). С тем, что зачет встречных однородных требований считается погашением возвратной финансовой помощи, Миндоходов соглашается в консультации, размещенной в подкатегории 102.06.03 базі знаний «ЗІР». Уверен, что в Вашем случае должен применяться такой же подход, и никакие налоговые доходы не должны признаваться.

Что же касается второй части Вашего вопроса, то пример расчета условных процентов уже приведен в ответе на один из предыдущих вопросов этой конференции.

 
08.04.2014, 09:05,   Людмила

По состоянию на 01.01.2012 года у предприятия плательщика единого налога числилась возвратная финансовая помощь, которая возвращалась отдельными сумами в течение 2012 года. При этом срок возврата превышал 12 месяцев. Как облагать сумму финансовой помощи в 2012 году?

Юрий Цыганок

Людмила, благодарю за вопрос! Прежде всего напомню различие между правилами, действовавшими до и после 01.01.2012. В бытность Указа о едином налоге возвратная финпомощь не включалась в базу обложения единым налогом независимо от срока пользования такой финпомощью. С 01.01.2012 г. в связи со вступлением в силу п.п. 3 п. 292.11 НКУ, в базу обложения единым налогом не включается только та возвратная финансовая помощь, которая была получена и возвращена в течение 12 месяцев.

При определении налоговых последствий пользования возвратной финпомощью после 01.01.2012, на мой взгляд, следует ориентироваться уже на новые правила и исходить из 12-месячного срока, установленного п.п. 3 п. 292.11 НКУ, независимо от сроков получения финпомощи. Ведь действует уже НКУ, а не Указ о едином налоге.

То есть, если единоналожник после 01.01.2012 г. возвращает финпомощь, полученную до 01.01.2012 г., и общий срок пользования такой финпомощью не превышает 12 месяцев, то такая финпомощь подпадает под действие норм п.п. 3 п. 292.11 НКУ и в доход единоналожника включаться не должна.
Если же срок пользования единоналожником такой финпомощью превысит 12 месяцев, то по итогам отчетного периода, на который приходится окончание 12-месячного срока, единоналожник должен включить сумму такой финпомощи в базу обложения единым налогом.

При некоторой фискальности такого подхода я не вижу серьезных аргументов, свидетельствующих об обратном. Более того, такой подход является компромиссным.

Ведь были еще более жесткие разъяснения со стороны ГНСУ (см, например, письмо от 26.03.2012 г. № 5313/6/15-2216Є) о том, что с 1 января 2012 года сумма возвратной финпомощи на срок более 12 месяцев, следует включать в состав дохода того отчетного периода, когда она была получена (т.е. еще в 2011 году). И сделать это, якобы, нужно было путем подачи уточняющей налоговой декларации плательщика единого налога за тот период. Вот такой подход, как говорится, уже ни в какие ворота не лезет. О какой ошибке можно говорить, если плательщик действовал в соответствии с действующим законодательством, и Налоговый кодекс – никак не его ошибка. Видимо поэтому аналогично разъяснение, содержавшееся в Единой базе налоговых знаний, с 04.01.2013 было отозвано и уже не действует.

 
05.04.2014, 20:26,   Людмила

Налоговые последствия невозврата возвратной финпомощи - отражение в отчетности для кредитора.

Юрий Цыганок

Здравствуйте, Людмила, благодарю за вопрос. Подпункт 138.10.6 говорит нам, что в состав расходов включаются прочие расходы обычной деятельности (кроме финансовых расходов), не связанные непосредственно с производством и/или реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Согласно подпункту «г»,   в частности расходы на создание резерва сомнительных долгов  признаются расходами с целью налогообложения в сумме безнадежной дебиторской задолженности с учетом подпункта 14.1.11 НКУ. В нем перечислены признаки безнадежной дебиторской задолженности, в числе которых – истечение срока исковой давности, а также невозможность взыскания долга по тем или иным причинам (они все там перечислены).

Таким образом, сам факт невозврата не является основанием для увеличения расходов. Нужно как минимум дождаться истечения срока исковой давности, или же предпринять меры по взысканию задолженности. И только когда задолженность будет признана безнадежной – можно говорить об отражении расходов по строке 06.4.38 приложения ІВ  к декларации. Она так и называется – «Суммы списанной безнадежной дебиторской задолженности».

В свою очередь, у недобросовестного заемщика-плательщика налога на прибыль по истечении срока исковой давности такая помощь будет признана безвозвратной и должна быть включена в состав дохода. У единоналожника она будет включена в доход еще раньше – по прошествии 12 месяцев со дня получения. Кстати, это является еще одним аргументом против возможный фискальных фантазий на предмет того, что предоставление возвратной финансовой помощи не связано с хозяйственной деятельностью, и якобы на этом основании не может быть включено в расходы в случае ее невозврата. То есть здесь соблюдается налоговый баланс: у одной стороны – расходы, у другой – доходы. Первым же аргументом является то, что подпункт 138.10.6 не ставит прочие расходы обычной деятельности в зависимость от хозяйственной деятельности, как деятельности по производству  и/или реализации товаров, работ, услуг, направленную на получение дохода.

 
06.04.2014, 16:37,   lt@yang.com.uf

27 июля 2013г был заключен договор о финансовой помощи в сумме- 500 000,00грн от учредителя.Финансовая помощь была внесена частями в разные дни на р/с преприятия ООО, плательщика НДС и налога на прибыль.Согласно законодательства эта сумма должна будет возвращена в течении 365 дней .1.Вопрос:Может ли предприятие снять с р/с предприятия наличными финпомощь и выдать ее через кассу учредителю в разные дни ( не более 149000,00грн?)Или необходимо перечислять на карточку учредителя.т.к сумма по договору составляет 500 000,00т.е обязательс
2. Вопрос:Есть ли нарушения если финпомощь от учредителя вносилась по двум разным договорам. .По первому договору сумма еще не возвращена была ,а предприятие заключили другой договор и сумма была внесена и по другому договору на р/с предприятия?

Юрий Цыганок

Здравствуйте. Прежде всего, отмечу, что при внесении возвратной финансовой помощи абсолютно правильно было соблюдено 150-тысячное ограничение наличных расчетов с физлицом, установленное постановлением НБУ от 06.06.2013 № 210. Причем это ограничение, как было указано в письме НБУ от 24.1.2014 № 11-116/3159, действует в две стороны: и при внесении наличности физлицом в кассу предприятия, и при платежах предприятия в пользу физлица.

Поэтому Вы сами дали правильный ответ на свой вопрос 1 – для возврата займа наличными следует выплачивать в день не более 150 000 грн. в день (например, 149 000). Или же перечислить в безналичной форме на карточку учредителя – это снимет все вопросы.

Что касается вопроса 2, то действующее законодательство не ограничивает стороны в количестве заключенных договоров. С точки зрения налоговых последствий для Вас лишь важно вернуть помощь по каждому из договоров в течение 365 дней со дня получения, и в таком случае Вы освобождаетесь от обязанности начислять и включать в доход предприятия условные проценты на сумму невозвращенной помощи.

 
07.04.2014, 16:27,   Аліна

Як взагалі правильно проводити поворотню фінансову допомогу та які вимоги чинного законодавства?

Юрий Цыганок

Доброго дня, Аліно! Наскільки я розумію, запитання стосується правового аспекту надання та отримання поворотної фінансової допомоги. Щоб не виходити за рамки формату онлайн-конференції, відзначу головне.

Правовою основою для отримання поворотної фінансової допомоги є договір позики. Відносини за договором позики регулюються відповідно до статей 1046 – 1053 Цивільного кодексу.

Зокрема, у ст. 1046 цього Кодексу за договором позики одна сторона (позикодавець) передає другій стороні (позичальникові) у власність гроші або інші речі, визначені родовими ознаками, а позичальник зобов'язується повернути таку саму суму грошей або таку саму кількість речей того самого роду та якості. Позикодавець має право на одержання від позичальника процентів від суми позики, якщо інше не встановлено договором або законом.

Але слід мати на увазі, що надавати кошти в позику під процент мають право лише фінансові установи, адже це є фінансовими послугами. Всі інші позичальники можуть надавати лише безпроцентні позики.

Шаблон договору безпроцентної позики Ви можете знайти у ресурсі «Типові договори і шаблони» у системах «ЛІГА:ЗАКОН».

Слід також зазначити, що якщо надавачем поворотної фін допомоги є фізична особа, то слід дотримуватися 150-тисячного обмеження суми готівкових розрахунків за один день, встановленого постановою Правління НБУ № 210 від 06.06.2013 р. «Про встановлення граничної суми розрахунків готівкою». Ця постанова не містить виключень для випадків надання та повернення поворотної фінансової допомоги, в в листі  24.1.2014 № 11-116/3159 НБУ роз’яснював, що обмеження діє в обидві сторони (коли фізособа сплачує готівкові кошти підприємству, так і навпаки – підприємство фізособі). За перевищення граничної суми готівкових розрахунків застосовується штраф від 1700 до 3400 грн.

 
07.04.2014, 16:39,   Марина Заболотских

ВФП внесена учредителями предприятия в августе 2013 года.Если по истечении 365 дней ВФП не будет возвращена,включается ли сумма не возвращенной ВФП в валовый доход и надо ли начислять условные проценты на сумму не возврата.

Юрий Цыганок

Здравствуйте, Марина! Ответ на Ваш вопрос зависит от налогового статуса ваших учредителей.

Если это обычные физлица, то по истечении 365 дней Вы обязаны включить невозвращенную сумму помощи в состав дохода (п.п. 135.5.5 НКУ). А в периоде возврата вы включите эту сумму в состав расходов. То же самое касается случая, когда учредитель – юрлицо – неплательщик или «нестандартный» плательщик налога на прибыль (по ставке, отличающейся от базовой).

Если же учредитель является плательщиком налога на прибыль на общих основаниях, то в доход Вы включаете только сумму условных процентов, начисленную на невозвращенную на конец отчетного периода сумму помощи, которая признается безвозвратной финансовой помощью согласно п.п. 14.1.257 НКУ. В ответе на один из вопросов я приводил пример расчета условных процентов.

И, кстати, если Ваше предприятие – плательщик налога на прибыль с базовым годовым налоговым периодом и декларацию Вы подаете только раз в год, то и отражение в налогом учете сумм возвратной финансовой помощи и условных процентов, начисленных на сумм такой помощи, осуществляется по итогам года и поквартально не отображается. Об этом Миндоходов писала в письме от 11.12.2013 г. N 26953/7/99-99-19-03-02-17. Впрочем, а таком разъяснении нет ничего неожиданного – годовым плательщикам и отображать то такие доходы попросту негде. Единственный вопрос может возникнуть со сворачиванием доходов с расходами, в том случае если помощь возвращена до окончания отчетного года, но уже после истечения 365 дней со дня получения. Я бы не рекомендовал сворачивать такие доходы и расходы. На налогооблагаемую прибыль это не повлияет, но повлияет на показатель строки 01 декларации, от которого зависит, будет ли плательщик «авансовиком».

 
09.04.2014, 15:19,   Ірина

Приватне підприємство на єдиному податку (4 група, 5%) отримало від ФОП на загальній системі оподаткування поворотну фін. допомогу. На момент повернення фін. допомоги ФОП було ліквідовано. Вже минув термін 365 днів. Що в такому випадку робити з фін. допомогою?
Варіанти:
1.Після завершення 365 днів включаємо в дохід і сплачуємо 5% прибутку.
2.ФОП надає лист про ліквідацію і гроші повертаються фіз. особі на приватний рахунок.Перезаключаємо договір з фіз.особою?

Дякую.

Юрий Цыганок

Доброго дня, Ірино! Ваше запитання, хоча і безпосередньо стосується оподаткування, має юридичне підґрунтя.

Згадуючи у своєму запитанні термін 365 днів, ви вочевидь маєте на увазі 12 місячний термін, встановлений частиною 3 пункту 292.11 ПКУ. Згідно цієї норми до складу доходу, визначеного статтею 212 ПКУ, не включаються суми фінансової допомоги, наданої на поворотній основі, отриманої та поверненої протягом 12 календарних місяців з дня її отримання.

Тож якщо Ваше приватне підприємство повернуло фін. допомогу позикодавцю-фізичній особі протягом такого терміну, то дохід не збільшується незалежно від його підприємницького статусу. Адже Ви повертаєте суму позики тій самій особі, в якої її отримали, незалежно від факту реєстрації її суб’єктом підприємницької діяльності.

Щоб пояснити це, достатньо згадати основи цивільного права стосовно підприємницької діяльности. На відміну від юридичних осіб, майно яких юридично відокремлено від майна засновників, фізична особа використовує у підприємницькій діяльності своє майно та кошти, яке належить їй, як фізичній особі. І відповідає по господарським зобов’язанням, також, усім своїм майном 

Тож, я вважаю, що проблема дещо надумана, і немає ніякої необхідності перезаключати договір з фіз. особою.  А от документальне підтвердження ліквідації ФОП, як пояснення того, чому кошти повертаються на інший рахунок тієї самої особи, не завадить.

 
08.04.2014, 15:11,   Алексей

Необходимость подачи 1-ДФ (признак 153) при возврате части ВФП физлицу (не сотруднику и не участнику/учредителю).

Юрий Цыганок

Благодарю за вопрос. Необходимость включения в форму 1-ДФ суммы возвращаемой физлицу финансовой помощи связана с нормой пп. 165.1.31 НКУ, согласно которой в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход  не включаются доходы в виде основной суммы возвратной финансовой помощи, предоставленной плательщиком налога (т.е. физлицом) другим лицам, которая возвращается ему. То есть, вопреки здравому смыслу и экономической сути, законодатель назвал такие выплаты доходом, хотя и не облагаемым.

Именно поэтому в справочнике признаков доходов появился код 153 «Основна сума поворотної фінансової допомоги, наданої платником податку іншим особам, яка повертається йому, основна сума поворотної фінансової допомоги, що отримується платником податку (підпункт 165.1.31 пункту 165.1 статті 165 розділу IV Кодексу)».

И именно поэтому налоговики считают, что такие суммы нужно отражать в форме 1ДФ.

Другое дело, что не отражение таких сумм с 01.01.2014 не грозит штрафом в 510 грн. по п. 119.2 НКУ, поскольку не влияет на сумму налоговых обязательств. Тем не менее, угроза административного штрафа за неуведомление налоговых органов о доходах граждан согласно ст. 163-4 КоАП остается.

 
07.04.2014, 19:26,   Татьяна Николаевна

Какие налоговые "последствия" если предприятие плательщик единого налога 5% дает фин.помощь предприятию тоже плательщику ед.налога 5% сроком на 364 дня? Договор с 15 марта 2014 года. Предприятия связаные лица (учредители одинаковые). Благодарю!

Юрий Цыганок

Татьяна Николаевна, никаких налоговых последствий в данном случае не вижу.

В учете лица, оказавшего возвратную финансовую помощь, налоговые обязательства не изменяются как при ее выдаче, так и при ее обратном получении. Подтверждением аналогичного отношения налоговой к данному вопросу является письмо ГНСУ от 11.02.2013 г. N 1990/6/17-1216, которое Вы можете найти в системах ЛІГА:ЗАКОН. Аналогичное разъяснение содержится в подкатегории 108.04 базы знаний «ЗІР» Миндоходов (http://zir.minrd.gov.ua/).

Что касается получателя финансовой помощи, то для него важно вернуть ее в течение 12 месяцев со дня получения.  Ведь пп. 3 пункта 292.11 ст. 292 Кодекса установлено, что в состав дохода, определенного этой статьей, не включаются суммы финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе, полученной и возвращенной в течение 12 календарных месяцев со дня ее получения, и суммы кредитов.

 
07.04.2014, 13:58,   Тарас

Доброго дня.
Компанія з 01.01.2014 платник ПнП(попередня система оподаткування : платник фіксованого с/г податку). Чи необхідно було повернути отримані ПФД від платників ФСП для невключення їх до доходів у податковому обліку станом на 31.03.2014 ? Перший звітний період квартал для таких компаній ?

Юрий Цыганок

Дякую за цікаве запитання, Тарасе.

Дійсно, ситуація, коли отримувач позики у періоді її отримання був суб’єктом одного із спеціальних податкових режимів оподаткування згідно з розділом XIV ПКУ (єдиного чи фіксованого сільськогосподарського податку), а потім став платником податку на прибуток, не врегульована. Особливо, якщо у цьому випадку позикодавцем є теж неплатник податку на прибуток.

Згадаємо, що відповідно до п.п. 135.5.5 ПКУ, інші доходи платника податку включають суми поворотної фінансової допомоги, отриманої платником податку у звітному податковому періоді, що залишаються неповерненими на кінець такого звітного періоду, від осіб, які не є платниками цього податку.

При буквальному прочитанні можна було б дійти висновку, що вимога збільшити дохід стосується того випадку, якщо у періоді отримання поворотної фінансової допомоги отримувач був платником податку у розумінні розділу III ПКУ.

Але у роз’ясненнях податківців, що розміщені у під категорії 102.06.03 бази знань «ЗІР» Міндоходів, та публікаціях столичних податківців, простежується думка, що після переходу позичальника на загальну систему оподаткування на нього поширюються загальні правила податкового обліку поворотної фінансової допомоги.  Зокрема, було розглянуто ситуацію, коли у такій ситуації допомога отримана від платника податку на прибуток, і податківці наголошують на необхідності нарахування умовних процентів та включенні їх до доходу:

«… платник податку на прибуток повинен включити до складу доходів безповоротну фінансову допомогу у вигляді умовно нарахованих процентів на суму неповерненої на кінець звітного періоду фінансової допомоги, отриманої під час перебування на спрощеній системі оподаткування, у розмірі облікової ставки Нацбанку, розрахованої за кожен день фактичного її використання» («Податковий, банківський, митний КОНСУЛЬТАНТ», 25 лютого 2013 р., № 7 (902), с. 15).

Тож варто очікувати, що у випадку отримання фін допомоги від неплатника податку на прибуток податківці також будуть наполягати на виконанні п.п. 135.5.5 ПКУ.

Тож, якщо станом на 31.03.2014 у вас обліковується поворотна фінансова допомога від неплатника податку на прибуток, то найбільш безпечним варіантом є включити неповернуту частину до складу доходу вже в декларації за 1 квартал. Незалежно від того, у якому статусі Ви її отримали.

1   2   
© Інформаційне агентство "ЛІГА:ЗАКОН", 2010–2015.
© ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2007–2015.
© ТОВ "Інформаційно-аналітичний центр "ЛІГА", 1991–2015.
Все права на материалы, размещенные на www.ligazakon.ua, охраняются в соответствии с законодательством Украины. Цитирование и использование любых материалов, размещенных на сайте www.ligazakon.ua, возможно только с письменного разрешения ООО «ЛИГА ЗАКОН», при этом гиперссылка (hyperlink) на www.ligazakon.ua обязательна.
Для иллюстрирования материалов и создания рекламных макетов используются фотоизображения и иллюстрации Thinkstock
bigmir)net