Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Главный правовой портал Украины
 
ВХОД НА ПОРТАЛ
РЕГИСТРАЦИЯ
МЫ В:
27 мая 2009     
Всего вопросов: 20

Франчайзинг: как перестать бояться кризиса и достичь успеха в ритейле?

В ходе конференции будут рассматриваться особенности франчайзинга как одного из наиболее перспективных способов развития ритейла (розничной торговли) в условиях кризиса. Планируется уделить внимание выгодности этого способа с точки зрения приобретения и продажи франшизы.

 

Среди прочих, будут затронуты следующие вопросы:

 

- в чем преимущество франчайзинга для старта бизнеса?

 

- какими договорами можно оформлять отношения между сторонами?

 

- каковы сильные стороны франчайзинга по сравнению с дилерскими отношениями?

 

- что необходимо подготовить лицу, желающему стать франчайзером?

 

На вопросы ответит Анна Цират, партнер юридической фирмы "Юрвнешсервис", к.ю.н.

 

СПРАВКА. Первым прототипом современной системы франчайзинга принято считать систему продаж и обслуживания швейных машин Зингера. Начиная с 1851 года, компания "Singer Sewing machine company" заключала с дистрибьюторами товара письменный договор на передачу франшизы, которым передавалось право на продажу и ремонт швейных машинок на определённой территории Соединенных Штатов.

 

Cовременный франчайзинг испытал настоящий подъём в 1898 году, когда компания "Дженерал моторс" начала применять франчайзинговое дилерство. В 20-х годах прошлого века в США начал развиваться стандартный товарный франчайзинг. По принципу франчайзинга начали строить свои взаимоотношения с владельцами розничных магазинов крупные оптовые поставщики.

 

После кризиса в экономике США 1930 года франчайзинг начали осваивать нефтеперерабатывающие компании. Так появились первые сетевые бензоколонки, принадлежавшие независимым франчайзи.

 

В 1955 году Рэй Крок основал компанию McDonald’s System, Inc., которая является родоначальником франчайзинга бизнес-формата (Business Format Franchisings), то есть франчайзинга в его современном виде, когда вместе с франшизой передается целая система ведения бизнеса.

 

Среди ярких примеров франчайзинга в Украине - ФОРНЕТТИ, Аптека Доброго Дня, ТНК, АШАН, Vianor, FOREX, ING BANK, Double coffee, Картопляна Хата, Пицца Челентано, ЄВРОТОП, Columbia, Монарх, Наш Край и многие другие.

 

О регистрации договора коммерческой концессии (франчайзинга) читайте в материале ЛІГА:ЗАКОН "Сдам бизнес без регистрации!".

 

 

Спасибо большое всем! Мне приятно видеть, что в конференции приняли участие не только дилетанты от франчайзинга, но и профи. Надеюсь, все заинтересовавшиеся темой смогут применить полученнные ответы на практике. Твердо уверенна, что в нынешних условиях франчайзинг является спасительным методом для очень многих. Желаю всем преуспеть во франчайзинге, и получить от него больше плюсов, нежели минусов.
Анна Цират.

 
 
27.05.2009, 11:48,   Валик

А насколько тщательно и каким образом, по каким критериям франчайзеры отбирают будущих франчайзи? Ведь думаю, что как и кредит, франшизу (особенно в условиях кризиса) сможет получить далеко не каждый.

Анна Цират

Действительно, у каждого франчайзера есть свои критерии отбора франчайзи. Так, одни франчайзеры предпочитают иметь дело с "чистым листом", т.е. иметь дело с франчайзи, у которых нет опыта ведения предпринимательской деятельности. Мотивируя свой выбор, что проще научить сразу как положено вести предпринимательскую деятельность, чем переучивать. Другие франчайзеры наоборот предпочитают иметь дело с людьми у которых уже есть некоторый опыт предпринимательства. Особенно, это важно для иностранных франчайзеров, для которых Украина - это страшный лес. Однако, и те и другие предпочитают иметь дело с честными и добросовестными людьми, готовыми выслушать и внимательно исполнить все рекомендации, которые дает франчайзер.

В условиях кризиса для франчайзера важно, чтобы франчайзи не утаивал свой доход. Известно, что ройялти, как правило, представляют собой процент об ежемесячного объема продаж. Так вот украинские франчайзи делают все, чтобы этот объем продаж занизить, а с учетом возможности в Украине ведения части бизнеса в тени, у франчайзера даже нет возможности проверить правильность отчетов франчайзи (за исключением, конечно же, случает внедрения специальных логистических программ и систем документооборота, которые делают такие обманы невозможными). Надеюсь, я смогла ответить на Ваш вопрос.

    Рейтиг (2)
Комментарии (0)
Комментарии отсутствуют
 
20.05.2009, 11:20,   Олеся

Здравствуйте, Анна! Судя по большому количеству "одежного" франчайзинга, Украина привлекательна для ритейла. Повлиял ли кризис на эту привлекательность, и как именно? Какой сегмент ритейла стал наиболее перспективен? (Может, у Вас есть данные каких-то международных исследований этого ворпоса). Спасибо за ответ.

Анна Цират

Финансовый кризис повлиял нестабильностью гривни, желанием работодателей сократить излишний персонал или понизить ему зарплату. В числе привлекательных для ритейла сегментов предпринимательства - те, которые максимально используют национальные ресурсы, что дает им возможность быть более гибким в определении конечной цены продаваемой продукции. Под это определение может попасть и сегмент быстрого питания, и сегмент одежного франчайзинга, и сегмент предоставления услуг.

    Рейтиг (0)
Комментарии (0)
Комментарии отсутствуют
 
20.05.2009, 11:22,   Валентин

Какие самые распространенные проблемы возникают при оформлении договора франчайзинга?

Анна Цират

Мне не совсем понятно, что Вы предполагаете под понятием "оформление договора". Но предположим, что речь идет о процессе переговоров. Самая распространенная проблема в Украине - это нежелание украинских франчайзеров раскрывать информацию о франшизе хотя бы в половине от того обьема, который требуется на западе на преддоговорной страдии.

    Рейтиг (0)
Комментарии (0)
Комментарии отсутствуют
 
21.05.2009, 17:18,   Вадим

Как рассматриваются в судах незарегистрированные в соответствии с законодательством Украины франчайзинговые договора? Признаются ли они действительными?

Анна Цират

Норма ГК, предусматривающая регистрацию договора комерческой концесии, является "спящей". Она "проснется" только в случае принятия парламентом специального закона по регистрации этого вида договора. Я думаю, ближайшие 10 лет это не произойдет. Все заключенные сегодня и не зарегистрированые договоры являются действительными и признаются судами.

    Рейтиг (1)
Комментарии (1)
27.05.2009, 12:22, Bizz
Рейтинг (0)
Анна, а можно по подробнеее о регистрации? То, что норму фактически невозможно применить - это понятно, а как детальнее обосновать действительность договора без регистрации?
 
22.05.2009, 13:49,   Дмитрий

Анна, добрый день! Как Вы оцениваете управляемость со стороны франшизодателя франчайзинговых сетей в лице отдельных юридических и физицеских лиц-предпринимателей, которые являются самостоятельными субъектами бизнеса? Т.е. каким образом (договорным, экономическим или каким-то др.) организовывается влияние на торговые предприятия и эффективность их работы, которая устраивала бы с т.з. планов и объемов продаж?

Анна Цират

Если франчайзинговый договор достаточно разработан и во франчайзинговый пакет входят логистические программы и программы документооборота, франчайзинговая сеть является управляемая на 100%.

    Рейтиг (0)
Комментарии (0)
Комментарии отсутствуют
 
25.05.2009, 09:46,   Илья

Какие необходимы документы для покупки франшизы?

Анна Цират

От Вас никаких особых документов не надо. Однако все зависит от требования франчайзера. Например, он хочет быть уверенным в Вашей платежеспособности для приобретения минимального оборудования и уплату первого франчайзингового платежа.

    Рейтиг (0)
Комментарии (0)
Комментарии отсутствуют
 
25.05.2009, 10:16,   Юлия

29 декабря 2001 года начала свою деятельность в Украине Ассоциация Франчайзинга. На Ваш взгляд, насколько ощутима деятельность данной организации? Кто в этой организации состоит? Как именно Ассоциация помогает франчайзерам и франчайзи? Спасибо за ответы...

Анна Цират

Безусловно, Ваш вопрос нужно было бы адресовать самой Ассоциации. Я считаю, что Ассоциация делает все от нее зависищее для развития франчайзинга в Украине, она помогает и франчайзерам, и франчайзи. Деятельность ассоциации разнообразна - от чтения семинаров по все регионам Украины, до организации поездок на иностранные франчайзинговые выставки с полной оплатой проезда, проживания и посещения таких выставок. Безусловно, кто-то может высказать недовольство деятельностью Ассоциации, однако, на мой взгляд, успешность или неуспешность неприбыльной общественной организации зависит от ее членов. Членами Ассоциации являются как франчайзеры, так и франчайзи.

    Рейтиг (0)
Комментарии (0)
Комментарии отсутствуют
 
25.05.2009, 14:58,   Екатерина

Я являюсь ЧП, но на данный момент нет никакого стартового капитала для начала бизнеса. Смогу ли я на подобных условиях стать франчайзером? Если все же необходим старт.капитал, каков его минимум? Благодарю за ответ!

Анна Цират

Основа франчайзинга не стартовый капитал, а идеи. Если у Вас есть идеи, реализация которых принесет доход, тогда Вы можете для начала создать какое-то предприятие со своими партнерами или со-инвесторами, и Вашим вкладом в такое предприяте будет Ваша идея, которая, безусловно, будет оцениваться в некую сумму. Вы, наверняка, бывали за рубежом, и видели огромное количесво маленьких предприятий, и наверно обратили внимание на их разнообразие, и в то же время - на совершенно противоположную ситуацию в Украине. Мое впечатление, что если кто-то что-то начинает делать в Украине, и при этом получает хоть небольшую прибыль, за ним толпой бросаются все остальные, в результате прибыли не имеет никто. Их же прибыль совсем не на том уровне, на каком была в начале. Я думаю, Вам пришили на ум названия двух торговых марок, пустующие кафе которых встречаются в Киеве на расстояние от 30 до 500 метров друг от друга. В то же время есть масса видов деятельности, которые не требуют большого стартового капитала и являются очень востребованными. В качестве примера - починка одежды, уборка квартир, преподавание уроков музыки и т. п. Вид франчайзинговой деятельности, который может быть выбран вами, зависит от вас, ваших умений, ваших желаний и вашей настойчивости. Предлагаемые виды деятельности не принесут миллионов сразу, однако они принесут достойный бизнес, независимое состояние которого может стать предпосылкой для зарабатывания вами миллионов.

    Рейтиг (0)
Комментарии (0)
Комментарии отсутствуют
 
26.05.2009, 10:11,   Татьяна

Анна, если франчайзер по каким-либо причинам пришел к банкротству и, соответственно, закрытию, что произойдет с франчайзи? Спасибо.

Анна Цират

ГК Украины предусматриват, что банкротство франчайзера является основанием для досрочного прекращения договора франчайзинга, как правило, все договоры франчайзинга предусматривают досрочное прекращение в случае банктротства одной из сторон. С моей точки зрения, факт банктротства франчайзи не должен автоматически вести к досрочному прекращению, так как франшиза является достаточно ликвидным активом, который может быть продан любому третьему лицу, и если франшиза является зрелой, то смену личности франчайзера франчайзи не заметит. В реальности, в случае тяжелого финансового положения франчайзера он имеет возможность либо получить кредит под свою франшизу, либо продать третьему лицу, если же франчайзер действительно приходит к банкротству, то это говорит о нежизнеспособности его франшизы. Что делать в таком случает франчайзи? Вести переговоры для максимальной минимизации своих убытков (под убытками мы в данном случае понимаем необходимость изменение интерьеров и екстерьеров, смену вывесок, фирменной одежды инногда оборудывания). Для франчайзи желательно получить возможность - во-первых, продолжить ведение предпринимательской деятельности (в некоторых договорах в качестве конкурентной оговорки предусматириватеся запрет на ведение деятельности в течении определенного срока, как правило, год или два), и во-вторых, максимально продолжить использовать ранее купленное оборудование.

    Рейтиг (0)
Комментарии (0)
Комментарии отсутствуют
 
26.05.2009, 10:53,   Андрей

Анна, просьба разъяснить следующее. На сайте Вашей ЮФ в услугах о франчайзинге предлагается разработка системы договоров, опосредующих создание франчайзинговой сети, включая: "договоры франчайзинга и субфранчайзинга; ....лицензионные договоры на пользование объектами интеллектуальной собственности; договоры коммерческой концессии и субконцессии..." Чем они отличаются? Разве договор франчайзинга и концессии не то же самое?

Анна Цират

Понятия договора коммерческой концесии появилось на просторах стран СНГ, включая Россию и Украину, благодаря принятым гражданским кодексам, разработанными на основании Модельного гражданского кодекса для стран СНГ. Разработчики Модельного кодекса не только не захотели использовать иностранный термин "франчайзинг", но и несколько изменили методы регулирования отношения сторон по сравнению с классическим договором франчайзинга.

Поэтому, если стороны хотят действительно заключить договор франчайзинга, и не хотят дать возможность суду регулировать их правоотношения в соответствии с нормами Главы 76 Гражданского кодекса Украины, они должны прямо указать в договоре, что Глава 76 к ним не применяется. Что это дает? Например, для франчайзеров это возможность не продлевать договор на прежних условиях по его истечению. Такое нежелание может диктоваться как коньюктурой рынка, так и напряженными отношенимями с франчайзи. Глава же 76 ГК Украины предусматиривает обязанность правовладельца продолжить договор коммерческой концесии на прежних условиях.

Если сравнить с договором франчайзинга или договором коммерческой концессии лицензионный договор, то по нему передается в пользование один обьект, а по договору франчайзинга или коммерческой концессии - несколько. Если по договорам франчайзинга или коммерческой концессии франчайзер или правовладелец хоть как-то отвечает за результаты ведения бизнеса франчайзи или пользователем, то по лицензионному договору лицензиар обязан передать обьект и инструкции по его експлуатации, а лицензиат обязан их выполнять, как у него получится. Принимая во внимание эти и другие ньюансы, и в зависимости от задач, которые ставит перед нами клиент, для их наилучшего разрешения наша ЮФ и разрабатыват различные виды договоров.

    Рейтиг (4)
Комментарии (0)
Комментарии отсутствуют
1   2   
© Інформаційне агентство "ЛІГА:ЗАКОН", 2010–2014.
© ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2007–2014.
© ТОВ "Інформаційно-аналітичний центр "ЛІГА", 1991–2014.
Все права на материалы, размещенные на www.ligazakon.ua, охраняются в соответствии с законодательством Украины. Цитирование и использование любых материалов, размещенных на сайте www.ligazakon.ua, возможно только с письменного разрешения ООО «ЛИГА ЗАКОН», при этом гиперссылка (hyperlink) на www.ligazakon.ua обязательна.
Для иллюстрирования материалов и создания рекламных макетов используются фотоизображения и иллюстрации Thinkstock
bigmir)net