Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Главный правовой портал Украины
 
ВХОД НА ПОРТАЛ
РЕГИСТРАЦИЯ
МЫ В:
17 сентября 2009     
Всего вопросов: 26

Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности: каким ему быть в Украине?

В ходе конференции будут рассмотрены перспективы становления и развития саморегулируемых организаций (СРО) в Украине.

В частности, внимание планируется уделить поданному в ВР проекту Закона о СРО. Авторы законопроекта считают, что он направлен на реализацию единой государственной политики по защите интересов субъектов предпринимательской деятельности и снижению уровня давления государства на свободные рыночные предпринимательские и профессиональные отношения государства и бизнеса.
 

Основными вопросами станут следующие:

 

- чем СРО выгодны бизнесу по сравнению с государственными регуляторами?

 

- необходимо ли внедрять СРО во всех отраслях экономики?

 

- каков оптимальный набор полномочий СРО для эффективного регулирования отрасли?

 

- стоит ли делать членство в СРО обязательным условием работы в определенной отрасли?

 

каким должен быть контроль со стороны государства за участниками рынков и СРО, и не будет ли ужесточен контроль для бизнеса?

 

На вопросы ответит Павел Михайлиди, президент Союза кризис-менеджеров Украины, автор Меморандума о намерениях относительно взаимного сотрудничества в сфере содействия развития саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности в Украине, координатор инициативной группы по вопросу развития саморегулирования в Украине, автор некоммерческого интернет-проекта "Саморегулирование в Украине".

Судя из надежд предпринимателей, путем последовательного создания СРО в самых различных областях предпринимательской и профессиональной активности, развития "самосознания" таких организаций государство будет вытесняться из сферы регулирования тех коммерческих отношений, присутствие в которых государственного элемента представляется излишним и неоправданным с точки зрения основных функций государственного регулирования.

Ни для кого не секрет, что все в большей или меньшей степени научились "уходить" от жестких и часто не стимулирующих развитие бизнеса требований, предъявляемых государством. Именно поэтому объединение участников рынка в СРО повысит, по мнению создателей концепции о СРО, защищенность клиентов - "играть нечестно" по отношению к своим коллегам в профессиональном сообществе гораздо сложнее, чем по отношению к государству, и, в общем-то, в конечном счете, невыгодно.

 

 

Чего ожидать от принятия Закона Украины "О саморегулируемых организациях" – читайте в материале ЛІГА:ЗАКОН "Осознанная необходимость предпринимательства".

Большое спасибо всем участникам конференции за интересные и актуальные для страны вопросы. Тема нова, как вы понимаете – очень важная для развития экономики. Обращаюсь ко всем заинтересованным, как можно больше на всех уровнях поднимать вопросы развития саморегулирования, писать научные труды, раскрывать и реализовывать проблематику регулирования бизнеса.

 

Спасибо коллективу компании ЛІГА:ЗАКОН за содействие в организации мероприятия. До новых встреч.

 

 
 
15.09.2009, 19:49,   Михайло

Прихильником якого законопроекту про саморегулівні організації в Україні Ви є? Які обовязки і права повинна мати саморегулівна організація? Дякую.

Павел Михайлиди

Так, поки анонсувалася наша Інтернет-конференція, у Верховній Раді зареєстровано альтернативний законопроект, але, це не останній з цього приводу…, будуть ще проекти. Особисто я буду підтримувати той законопроект, який буде відповідати інтересам розвитку держави, становленню ефективної системи ринкового регулювання економічних процесів, захисту прав споживачів і бізнесу. Ми живемо в демократичному суспільстві, сьогодні вже неможливо нав’язати громаді будь яки схеми, що будуть дозволяти зацікавленим сторонам зловживати, тим паче у такому важливому питанні, як саморегулювання підприємницької та професійної діяльності. Підкреслюю, справа дуже важлива, мова йде про взаємодію влади і бізнесу, перерозподіл сфер відповідальності, захист прав споживачів, розвиток економіки та становлення громадянського суспільства та інше.

 

Також додам, мало бути прихильником того чи іншого законопроекту, їх може бути багато, а толку мало, зареєстровані проекти законів ми вже бачили раніше, результат був не у кожному випадку. Сьогодні я прихильник розвитку саморегулювання, а для досягнення мети у розвитку саморегулюванні треба щоб в Україні були проведені розвинути аналізи цього явища, направлені як для подальшого формування державної політики у цієї сфері, так і на розвиток цього економічного інституту взагалі. Для цього ще необхідна політична воля уряду. Потім вже будуть прийматися закони про СРО у різних галузях економіки, безумовно, і вони повинні бути якісними. Над цім і працюємо.

 

Серед основних прав та обов’язків СРО можна виділити такі, як:

  • розробка і встановлення вимог до членства суб'єктів підприємницької або професійної діяльності в СРО, у тому числі вимоги до вступу;
  • організовувати професійне навчання, атестацію працівників членів СРО або сертифікацію вироблених членами СРО товарів (робіт, послуг);
  • забезпечувати інформаційну відкритість діяльності своїх членів, опубліковувати цю інформацію в порядку, встановленому законодавством і внутрішніми документами СРО;
  • здійснювати контроль за підприємницькою або професійною діяльністю своїх членів, в частині дотримання ними вимог українського законодавства, правил і стандартів СРО;
  • від свого імені оспорювати або призупиняти терміном до 6 місяців будь-які акти, рішення або дії (бездіяльність) органів державної влади, органів місцевої самоврядування, що порушують права і законні інтереси СРО, її членів;
  • брати участь в обговоренні проектів законів і інших нормативних правових актів України, державних програм по питаннях, пов'язаних з предметом саморегулювання, а також направляти в органи державної влади висновки про результати, проведених нею незалежних експертиз проектів нормативних правових актів та ін.

Мені сподобається, як прописані права та обов’язки СРО у російському законі, тому, детальніше подивиться будь ласка у проекті закону про СРО, реєстраційний номер 4841.

    Рейтиг (2)
Комментарии (1)
21.09.2009, 12:40, Владислав
Рейтинг (1)
Верно сказано, правда на все 100%. Обычно государственная политика представляет собой не отдельное решение, прямое или ответное действие, а выработанный подход или стратегию! Браво.

Оставьте Ваш комментарий:

Загружается...
 
17.09.2009, 10:07,   Никак не разберусь

Так что это получается - предприятия, которые входят в СРО, будут регулироваться сами, а остальные государством?

Павел Михайлиди

Хороший вопрос, но сам он так жестко не стоит, речь идет о создании конкурентных преимуществ в экономике. Т.е., общественным организациям, которые существуют во многих отраслях экономики (ассоциации хлебопекарей, строителей, ассоциации автотранспортников, СМИ, и т.п.) предлагается, что для получения не очень больших дополнительных прав, для начала, взять на себя не очень большие дополнительные обязанности, получается, что предлагается разграничить СРО с обычными общественными организациями общества рыболовов, любителей пива и тому подобного (которые регистрируется сегодня по одному закону об объединении граждан), и обрести новый статус, статус саморегулируемой организации. Обязанности для этих организаций будут небольшими, но материальная ответственность, желательно, чтобы была обязательно.

В чем суть конкурентных преимуществ, что имеется ввиду, какая выгода от СРО в этом, поясню… Например, в последнее время мы часто встречаем в прессе сообщения, что дети отравились теми или иными продуктами питания… Предположим, есть производитель кефира или молока, или производитель соков, или мясных продуктов, без разницы. Один член СРО, а другой - нет. Предприятия, члены общественной организации, имеющей статус СРО, получают конкурентное преимущество перед теми, которые не являются членами такой организации, так как у них есть дополнительные обязанности перед потребителем, материальные, чтобы обеспечивать свою ответственность тому потребителю, которому нанесен ущерб, соответственно, здесь начинает работать коллективный брэнд.

То есть, если вы отравились, допустим, кефиром (недавний пример с детьми в Джанкое) и в суде вы доказали, что этот кефир имеет пороки производства, а не пороки хранения, значит виноват производитель, то здесь автомататически вступает компенсационный механизм, механизм материальной ответственности, срабатывает страховка. Может быть небольшое, но какое-то возмещение вы получаете. Не секрет, что сегодня существует большое количество предприятий-производителей, у которых уставной капитал на столько маленький, что таким предприятиям легче закрыться, чем выплатить по какому-то материальному иску. Система же саморегулирования вводит механизмы, которые работают в интересах потребителей и в интересах общества. Коллективные механизмы более объективны и они обеспечат нормальное функционирование экономики.

Я вижу сегодня интерес предпринимателей, наших коллег по меморандуму к созданию СРО, это профессионалы своего дела, они не хотят стоять рядом с недобросовестными производителями продукции. Члены нашего Союза, арбитражные управляющие, которые добросовестно выполняют свои функции на неплатежеспособных предприятиях тоже не хотят, чтобы нерадивые порочили честь и достоинство профессии, а методов государственного воздействия на них мало, и эта система не эффективна. Мы готовы отвечать по материальным искам, но за это получить конкурентное преимущество. Поэтому речь идет о формировании принципиально новых механизмов управления качеством продукции и услуги, а это все направлено на формирование новых механизмов отношений между потребителем и производителем. В данном случае формируется репутационная форма ответственности и механизм борьбы за качество. Чиновник-регулятор ничего лучше придумать не сможет, к тому же все научились обманывать чиновника и государство, и научились договариваться с ним, сами же предприниматели друг друга не обманут, по крайней мере, это будет сделать сложно. Таким образом, предлагаемая система саморегулирования приведет к улучшению качества производимой продукции (товаров и услуг), включатся рыночные механизмы развития экономики, спадет социальная напряженность, связанная с функционированием безответственной, на сегодня, системой регулирования социально-экономических отношений в государстве.

    Рейтиг (0)
Комментарии (0)
Комментарии отсутствуют

Оставьте Ваш комментарий:

Загружается...
 
17.09.2009, 13:41,   Виктория

Павел, в ходе конференции не было затронуто интересного и животрепещущего для бизнеса вопроса: обязательное членство в СРО, как Вы это обоснуете? Не противоречит ли это Конституции Украины, на что нам указывают постоянно чиновники и коллеги по бизнесу!? Спасибо.

Павел Михайлиди

Обязательность участия в СРО как "допуск к профессии" (или допуск на рынок) может являться актуальной только для тех видов деятельности, которые не подлежат специальному государственному регулированию путем лицензирования, но при этом являются особо значимыми с точки зрения осуществляемых государством функций по поддержанию правопорядка и социального равновесия в обществе. Членство в СРО – это замена лицензирования. Если мы говорим об отмене лицензирования, то следует не забывать, что регулирование все равно какое-то должно быть. Если мы принимаем, что саморегулирование эффективнее лицензирования, - давайте этот факт признавать, и вместо лицензии подписаться под правилами и стандартами, проголосовать за них на общем собрании членов СРО, избрать рабочие органы для поддержания функционирования деятельности частников рынка.

Таким образом, полностью поддерживая принцип добровольности объединения предпринимателей в СРО как базовый, давайте признаем при этом возможность для отдельных категорий предпринимателей обязательность такого участия, устанавливаемую иными профильными законами. Такую концепцию я буду поддерживать в любом проекте закона О СРО. Иначе, государство просто не отменит лицензирование того или иного вида деятельности, где невозможно оставить без регулирования.

Одним из примеров обязательности участия в СРО для возможности осуществлять определенную деятельность в настоящее время является деятельность арбитражных управляющих, мы разрабатываем такую концепцию для новой редакции закона о банкротстве. Мы будем предлагать, чтобы физическое лицо, при соблюдении всех прочих обязательных требований к наличию специального образования, может быть стажа деятельности, не мог быть признан арбитражным управляющим и назначен судом для осуществления процедур банкротства в случае неучастия его в одной из СРО арбитражных управляющих. Обсуждается усовершенствование регулирования оценочной деятельности, где признают неэффективность действующей системы добровольного членства в СРО, так как отсутствует действенный механизм воздействия на нерадивых оценщиков.

В развитых странах, например, в Америке, где несколько веков назад сложилась традиция объединяться бизнесу, предприниматели не думают - вступать или нет в организации саморегулирования, у них отцы и деды состояли в таких организациях, это есть определенная культура в рыночной экономике.

На счет нашей конституционной нормы, что гражданин не может быть принужден к вступлению в какое-либо общество… - это не вопрос, никто никого не заставляет вступать в СРО. Это право выбора каждого человека, членство в СРО - это как одно из условий входа на рынок, хочешь работать, будь добр, необходимо соблюсти требования, установленные законом для функционирования определенного сектора экономики, например: получи высшее образование, пройди специальное обучение, сдай экзамен, стань членом СРО, соответственно, напиши заявление, что ты признаешь нормы устава организации, правила и стандарты деятельности, обязуешься их соблюдать, пожалуйста, работайте. Не хотите вступать, не надо. Ведь лицензию тоже не могут заставить всех получать, хотите работать на определенном рынке, получаете лицензию у государства, Вас не заставляют. Это условие…

    Рейтиг (1)
Комментарии (0)
Комментарии отсутствуют

Оставьте Ваш комментарий:

Загружается...
 
11.09.2009, 16:20,   Борис

Эффективны ли третейские суды при СРО?

Павел Михайлиди

Я считаю, что эффективность третейских судов будет обуславливаться созданием их при крупных СРО или объединениях СРО одного рынка, например. Третейские суды, как специализированные органы по разрешению споров являются одним из основополагающих инструментом саморегулирования. Для эффективности третейского суда разницы нет, третейский суд создан при Ассоциации со статусом СРО или без.

    Рейтиг (1)
Комментарии (0)
Комментарии отсутствуют

Оставьте Ваш комментарий:

Загружается...
 
17.09.2009, 13:54,   Сергей Викторович

Вопрос возник такой, уважаемый Павел. Какое место будут занимать СРО в системе гражданских институтов в Украине? Не станут ли они аналогами профсоюзов?

Павел Михайлиди

В некотором смысле СРО может иметь некоторые функции профсоюза, конечно. А вот полностью заменить профсоюзы саморегулируемые организации не смогут. Профсоюзы имеют исключительную специфичность, которая выражается в отношении коллектива наемных работников по отношению к тем, кто такую работу предоставляет.

Но это, конечно, все индивидуально и в зависимости. В некоторых случаях ассоциации, хоть и отражают профессиональные требования своих членов, иногда берут на себя функции профсоюзов.

Вообще то, гражданское общество как понятие в ХVII-ХVIII вв. включало в себя такие важные элементы, как самоуправляемые негосударственные союзы, ассоциации, права человека, общественный договор, народный суверенитет, реальный контроль и реализация интересов граждан… В действительности СРО самым тесным образом касаются взаимоотношений потребителей и производителей.

    Рейтиг (1)
Комментарии (0)
Комментарии отсутствуют

Оставьте Ваш комментарий:

Загружается...
 
17.09.2009, 13:43,   Ира

Ув.Павел, кто будет лоббировать законопроект о СРО? Кому он выгоден?

Павел Михайлиди

Посмотрите участников меморандума о развитии саморегулирования, сделайте выводы, там и организации, объединяющие телеканалы, издателей периодической прессы, рекламистов, строителей, телекоммуникационные компании, депутатский клуб "Парламент", представители аудиторов, бухгалтеров, оценщиков и т.п. Я полагаю, что законопроект О СРО будет лоббировать все предпринимательское и профессиональное сообщество, только вот стает вопрос – какой именно? Не все организации готовы взять на себя дополнительные обязанности, не все до конца понимают выгоды от саморегулирования, с этим нам предстоит еще поработать, провести просветительскую компанию как среди бизнес-сообществ, так и среди чиновников, политиков. Наша задача сделать это прозрачно, собрать максимум критики и предложений, создать эффективную систему регулирования с обязательными элементами рыночного контроля.

    Рейтиг (0)
Комментарии (0)
Комментарии отсутствуют

Оставьте Ваш комментарий:

Загружается...
 
17.09.2009, 13:39,   Леонид плюс

В продолжение ответа на вопрос Леонида. У нас все любят переписывать у россиян. Видимо проще всего переводить на государственный. А опыт других стран учитывался? Может стоит что-то позаимствовать у других? И вообще, насколько СРО развиты на западе?

Павел Михайлиди

По моему глубокому убеждению, мы просто обязаны использовать опыт развитых стран, тем более своих соседей, незачем изобретать велосипед. Единственное, так это то, что у нас своя действительность, свой этап развития страны и мы это тоже должны учитывать. Например, в России в системе права, кроме всего прочего действует Закон "О некоммерческих организациях", у нас такого документа нет… Уверен, мы возьмем самое лучшее из систем саморегулирования развитых стран. Адаптируем к нашему законодательству и примем лучший документ, который будет способствовать как развитию гражданского общества, так и государства в целом.

    Рейтиг (1)
Комментарии (0)
Комментарии отсутствуют

Оставьте Ваш комментарий:

Загружается...
 
15.09.2009, 10:51,   Наталия

Так чем все таки СРО выгоднее бизнесу чем государственные регуляторы? Можете объяснить так сказать "на пальцах"?

Павел Михайлиди

Саморегулирование имеет несколько преимуществ перед государственным регулированием. Нормы саморегулирования гибче, они легче адаптируются к изменяющимся обстоятельствам. У организаций саморегулирования лучше экспертные возможности и обратная связь с рынком. Участники рынка получают легальные возможности влиять на нормотворчество, а государство снижает свои расходы на регулирование.

В случае закрепление права на объединение предпринимателей и профессионалов в СРО и введение общих требований, к таким организациям на уровне законов предполагается возможность замещения государственного регулирования саморегулированием и учитывается тот факт, что участник рынка и любой выходящий на рынок субъект должны, принимая участие в СРО, руководствоваться стандартами её деятельности и подчиняться контрольным и надзорным мерам по их соблюдению, предпринимаемым с её стороны, имея ввиду, что, в конечном счете политика деятельности саморегулируемой организации вырабатывается при его непосредственном участии. Иными словами, предприниматель профессионал не будет терять от того, что на рынке действует ему конкурент, который не соблюдает правил и стандартов, нарушает законы, порочит честь и достоинство профессии и снижает уровень доверия к ней. Конкуренция должна проходить на рыночных условиях, а не используя собственные связи для решения вопросов, не имея достаточной собственной квалификации.

    Рейтиг (1)
Комментарии (0)
Комментарии отсутствуют

Оставьте Ваш комментарий:

Загружается...
 
17.09.2009, 01:22,   Вера

Павел, а как Вам пришла идея развивать саморегулирование в Украине? Кто Вам в этом помогает, команда специалистов из СКМУ? И более предметный вопрос - когда и где в мире начали создаваться СРО?

Павел Михайлиди

После избрания меня в 2001 году на пост президента Союза кризис-менеджеров Украины я наблюдал за ходом проведения реформы законодательства о банкротстве в России, тогда Дума приняла закон о банкротстве в новой редакции, был введен институт саморегулирования арбитражных управляющих. Позже принимал участие на международных конференциях по антикризисному управлению, познакомился с коллегами из других стран СНГ, Европы, Америки – вступил в международную ассоциацию специалистов по несостоятельности INSOL Internacional. Саморегулирование арбитражных управляющих очень развито в Европе. Столкнувшись с отрицанием необходимости развития СРО арбитражных управляющих представителей государственного органа по вопросам банкротства, понимая слабость системы регулирования нашей деятельности, и какой вред такая система несет развитию нашего государства – убедившись, что сами мы не способны убедить политиков о необходимости проведения такой реформы, я обратился к коллегам с идеей развития саморегулирования в Украине.

 

С 2006 года функционирует Интернет-проект "Саморегулирование в Украине", стараемся популяризировать тематику, обобщать опыт. В прошлом году, лидеры всеукраинских общественных организаций, которые являются саморегулируемыми по признакам или по закону, подписали меморандум и сделали соответствующее заявление СМИ, мы обратились ко всем заинтересованным поддержать общественную инициативу и поддержать развитие саморегулирования в Украине. Публично поднимаем вопрос саморегулирования на мероприятиях, получили поддержку общественности и продолжаем завоевывать симпатию политиков к самой теме.

 

Сторонников развития саморегулирования достаточно, много единомышленников, у нас формируется отличная команда патриотов своей страны, представителей предпринимательского и профессионального сообщества, мы помогаем друг другу сами, собственными средствами и силами, ведь если мы хотим саморегулирования, значит изначально должны быть сами самоорганизованными.

 

И предметный вопрос. История создания саморегулируемых организаций берет свое начало в Америке. В 1792 году, стремясь к установлению ответственности и доверия на рынке ценных бумаг, 24 брокера подписали соглашение о едином уровне комиссионных и предоставлении друг другу льгот во время переговоров, связанных с продажей ценных бумаг. Государственные рычаги управления и контроля над профессиональными участниками рынка ценных бумаг появились гораздо позже — в начале XX века.

 

В рамка круглого стола по саморегулированию, который прошел 15 июля в Верховной Раде в раздаточных материалах был международный опыт деятельности СРО, обратитесь к сайту "Саморегулирование в Украине", там более подробно все расписано.

    Рейтиг (1)
Комментарии (0)
Комментарии отсутствуют

Оставьте Ваш комментарий:

Загружается...
 
17.09.2009, 13:26,   Александр

Интересует вопрос, когда же у нас наконец будет упрощена регистрация предпринимателей по принципу "одного окна" как в России? Не знаю как в других регионах, но в Сумах чтобы зарегистрироваться нужно угробить несколько дней в очередях и потратить массу здоровья и нервов...

Павел Михайлиди

Это не относится к теме сегодняшней конференции, но, как член общественной коллегии при Государственном комитете Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства обязательно подниму этот вопрос в ближайшее время для его разрешения.

    Рейтиг (2)
Комментарии (1)
17.09.2009, 15:38, Александр
Рейтинг (0)
Спасибо большое. Александр, Сумы.
kashtan_ua@mail.ru

Оставьте Ваш комментарий:

Загружается...
1   2   3   
© Інформаційне агентство "ЛІГА:ЗАКОН", 2010–2016.
© ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2007–2016.
© ТОВ "Інформаційно-аналітичний центр "ЛІГА", 1991–2016.
Все права на материалы, размещенные на  ligazakon.ua, охраняются в соответствии с законодательством Украины. Разрешается републикация новостей ligazakon.ua в полнотекстовом виде и цитирование интервью, Интернет-конференций, авторских, аналитических статей в объеме не более 500 знаков для производства одного информационного материала. При этом обязательной является ссылка на "ЛІГА:ЗАКОН" как источник информации, а для Интернет-ресурсов – ещё и прямая гиперссылка на текст материала, не закрытая от индексации поисковыми системами. Гиперссылка должна быть размещена в первом или втором абзаце материала. Подробнее правила републикации
Для иллюстрирования материалов и создания рекламных макетов используются фотоизображения и иллюстрации Thinkstock
bigmir)net